Уважаемые родители!

Здоровье человека - основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место. Традиционно к вредным привычкам относят: неумеренное потребление алкоголя (пьянство) и курение. В последние десятилетия в число и попала наркомания. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. В течение своего  незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:

 

  1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.

 

  1. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).

 

  1. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).

Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:

  • аффективная взрывчатость,
  • страхи,
  • уходы из дома,
  • органически не отягощенное бродяжничество,
  • агрессивность,
  • аутоагрессивность,
  • нарушение дисциплины и поведения,
  • расстройства сна,
  • психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием алкоголя, наркотиков.

 Часто родители задают вопрос: как узнать, употребляет ли ребенок нар­котик? Ответить на него не так просто, как кажется, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет одурманивающие вещества перио­дически. Есть признаки, по которым можно заподозрить неладное:

  • Подросток поздно ложится спать, поздно встает утром с постели;
  • Проводит больше времени вне дома;
  • Проявляет чрезмерную говорливость, повышенную активность;
  • Проявляет вялость, заторможенность, апатию;
  • Говорит несвязно, заговаривается;
  • Движения неуклюжие, порывистые;
  • Стал более скрытен;
  • Часто агрессивен;
  • Потерял интерес к учебе, прежним занятиям и друзьям;
  • Увеличил денежные расходы или стал вытаскивать деньги или ценные вещи из дома;
  • Проявляет частые перепады в настроении. Несоответствие настроения ситуации: равнодушие в споре или агрессия по пустякам;
  • Совершает правонарушения;
  • Начал говорить шепотом или на непонятном Вам сленге со своими знакомыми по телефону или часто уединяются с ними в безлюдных местах;
  • Завел новых подозрительных друзей или старые друзья стали немного странными;
  • Наблюдаются изменения размеров зрачков: их увеличение или суже­ние независимо от освещения;
  • Появление в доме пузырьков, бутылочек, бумажных трубок, закопчен­ных ложек.

Все эти признаки (симптомы) являются достаточно тревожными. Если вы заметили у своего ребенка некоторые из них, попробуйте поговорить с ним.

Мы, родители, не имеем права забывать, что для ребенка - самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки - это его родители.

Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, несознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании рас­плачиваются наши собственные дети. К сожалению, в наше время родитель­ская любовь зачастую подменяется материальным обеспечением ребенка. Ку­пили сыну «крутой» гаджет - значит, уделили внимание. Но уверены ли вы, что в душе вашего ребенка сейчас - покой? А вдруг вместо айфона ему ужас­но хочется, чтобы отец погонял с ним в футбол. Важнейшие принципы се­мейного воспитания - это безопасность, единство и любовь, готовность по­жертвовать своим временем и энергией, ради ближнего.

Важно создать в семье такие условия для ребенка, при которых он не за­хочет употреблять одурманивающие вещества, чтобы обрести душевный комфорт. Станьте другом для своего ребенка - научите его справляться с множеством подростковых проблем: конфликты, низкая самооценка, неуме­ние противостоять влиянию группы, самостоятельное принятие выбора и т.п.

Если ребенок комфортно чувствует себя в семье, то он, скорее всего, не станет пробовать наркотики. Но если ребенок испытывает чувство одиноче­ства, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то наркотик может стать для него тем, чего ему не хватает в жизни.

Трудно выработать общие правила, которые работают всегда и с каж­дым. Мы попытаемся предложить Вам некоторые принципы, которые, воз­можно, помогут сделать Ваше общение с ребенком более эффективным, или помогут взглянуть на обыденные вещи с другой точки зрения.

  • На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или до­черью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти рас­пространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
  • Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут вы­ражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разде­ляете их убеждения.
  • Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам расска­зывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: - ребенок убедится, что вы его слышите; - ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; - ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
  • Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не сов­падают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жес­там, тону голоса. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ре­бенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата. Помогайте детям ста­вить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхище­ние, как наивысшие достижения и победы других.
  • Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребен­ка. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение. Исследования психо­логов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу. Помогите ре­бенку самостоятельно мыслить. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь от­вечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к са­мостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  • Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип тре­бует некоторой дистанции, что может показаться для определенных родите­лей невозможным. Найдите время и силы для совместной деятельности. Оп­росы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними вре­мя, даже если это связано с выполнением работы по дому.
  • Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не полу­чается самостоятельно, пройдите весь путь решения сложной жизненной си­туации с ним вместе. Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему под­держку. Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы.
  • Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера ребенка, избегайте акцентировать внимание на его слабых сторонах. При обнаружении другими своих слабостей дети чувствуют боль, а напоминание о недостатках может сильно затормозить общение со взрослыми. Исследования показали, что лю­ди, злоупотребляющие одурманивающими препаратами, обычно имеют низ­кую самооценку. У ребенка, имеющего положительную, высокую самооцен­ку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления ал­коголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя «хуже других».

Навыки противостояния давлению сверстников - это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков.

Как же помочь своему ребенку, чтобы он не оказался в плену вредных привычек?

 Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил:

  1. Научите ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий момент попросите ребенка сказать, что делает человека особен­ным, ни на кого не похожим, уникальным. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте к описанию больше его хо­роших черт, которых он сам не назовет.
  2. Обсудите вместе ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: «друг - это ...» и «друг - это не ...». Пока он ра­ботает, составьте свое описание. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.
  3. Помогите ребенку научиться говорить людям «нет». Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать «нет» давлению посторонних взрослых

или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя, наркотиков.

  1. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать дома у своих друзей, если у Вас есть определенные подозрения или Вы не можете связаться с родителями его друга и обсудить интересующие Вас вопросы. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.
  2. Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать «нет» в ситуации давления со стороны сверстников. В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреж­дающих употребление табака и алкоголя. Скорее всего, ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши установки и убеждения.

Постарайтесь  внести некоторую ста­бильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в любой ситуации и принимать правильные решения. Для этого мы должны сделать все, чтобы он обладал правдивой информацией

Помните, если отношение к наркотикам у ребенка не сформируете вы, то это обязательно сделает кто-то другой (интернет, сверстники, ули­ца). И нет гарантии, что это отношение не окажется губительным.

Какая версия сайта нужна именно вам?

000454800
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
381
905
4189
440871
19123
30767
454800

Учредителем школы является муниципальное образование «Сальский район». Полномочия Учредителя Школы осуществляет управление образования
Сальского района

Управление образования Сальского района

САТК