Жизненная стойкость и психическое здоровье детей

Современные дети и подростки  испытывают большие нервные нагрузки. Стресс у них стал неизбежной реальностью жизни.

Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно.
Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление.
Трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Родители  должны знать признаки стресса у детей и подростков, 
своевременно корригировать и предупреждать возникающие нарушения. Если у ваших детей, подростков,  в вашей семье возникла трудная жизненная ситуация,

которую вы не можете психологически преодолеть и ищите из нее выход –

обратитесь к школьному педагогу-психологу    или в центр диагностики и консультирования Сальского  района. Мы постараемся вам помочь!

Существует ряд  трудных жизненных ситуаций в жизни детей.
Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.
Существует ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека и др.
Для  детей раннего и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска.
1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

- враждебная, жестокая семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- не обеспечивающая надзора и ухода семья;
- негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
- чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
- появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или смена типа;
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

- помещение в чужую семью;
- направление в детское учреждение;
- госпитализация.

По каким признакам можно определить, что ребенок находится в ситуации стресса?

Частая смена настроения или устойчивое подавленное настроение.

Беспокойство, повышенная тревожность, пугливость.

Нервность, истерики.

□ Приступы раздражения, вспышки ярости

□ Беспокойная непоседливость, гиперактивность, неуправляемость.

□ Школьная фобия (ребенок боится учителя, плохой оценки, неудач в школе, контактов).

□ Повышенная возбудимость.

□ Резкие отрывистые движения.

□ Трудности в соблюдении дисциплины.

□ Поведенческие проблемы.

□ Упрямство, кривляние

□ Непослушание, капризничанье.

□ Грубость, жестокость (резкие ответы на замечания, замахивания на окружающих).

□ Повышенная утомляемость, физическое недомогание, появление усталости после привычных нагрузок, хроническая усталость.

□ Вялость, пассивность, нежелание что-либо делать.

□ Потеря интереса к любимым занятиям.

□ Неуверенность в себе, своих силах, низкая самооценка.

Молчаливость, уход в себя, замкнутость, боязнь контактов, стремление к одиночеству.

□ Грусть, подавленность, угнетенность.

Беспричинная обидчивость, плаксивость по пустякам.

□ Уход у виртуальный мир.

□ Плохой сон (трудности при засыпании, беспокойный сон).

□ Ночные кошмары, плач среди ночи, боязнь засыпания в темной комнате.

□ Возвращение к младенческому поведению – держание во рту большого пальца, мочеиспускание в постели.

□ Постоянное жевание или сосание чего-либо.

□ Нарушения памяти, внимания, мышления, речи (снижение концентрации внимания, трудности воображения, рассеянность, забывчивость, частая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, заторможенность, трудности в подборе нужного слова, более быстрая или замедленная речь, увеличение слов-паразитов, междометий, “проглатывание” слов, заикание, трудности в осмыслении информации, частые ошибки, нарушения логики, ухудшение восприятия, сужение поля зрения, трудности в запоминании текстов даже после неоднократного прочтения).

□ Трудности в обучении, нежелание, отказ ходить в школу.

□ Дрожание рук, непроизвольное дрожание нижней губы, качание головой, передергивание плеч, мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы, частое глотание, игра с половыми органами.

□ Нарушение речи, заикание, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости,   энурез, непроизвольное дневное мочеиспускание.

□ Задержка роста, физического, психического, речевого развития, полового созревания.

□ Головная боль.

□ Жалобы на дискомфорт или боль.

□ Головокружение.

□ Рези в желудке, боли в животе, спазмы в животе.

□ Нарушение пищеварения

□ Дискинезия желчевыводящих путей.

Не обязательно, чтобы у ребенка имели место все перечисленные нарушения. Некоторые признаки могут отсутствовать, некоторые – слабо выражаться. Однако появление хоть некоторых из них должно вызвать беспокойство у родителей и педагогов ребенка. Появление множественных нарушений свидетельствует о длительном стрессе, с которым ребенку или подростку трудно справиться.

Многие органы при стрессе работают в повышенном или сниженном режиме. При длительном стрессе изменяется нервная и гормональная регуляция организма. Возникают нарушения структуры и функции различных органов, психики, интеллекта и поведения человека. Пренебрежение ими приводит к развитию «болезней стресса».

Наиболее слабыми точками организма при стрессе являются органы пищеварения, позвоночник, щитовидная железа, иммунная система, а также уровень сахара в крови.

 

Уважаемые родители!

  • Ø Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем
  • Ø Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
  • Ø Помогите ему высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений и оценок.
  • Ø Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего- то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  • Ø Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства.
  • Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности могут помочь в преодолении стрессового состояния.
  • Ø Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
  • Ø Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
  • Ø Не критикуйте проявление регрессии, т.е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
  • Ø Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
  • Ø Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, - в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т.д.
  • Ø Для того, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и  чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они не были.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно (Федеральный закон от 10.12.95 N 19ФЗ)

Какая версия сайта нужна именно вам?

000065871
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
21
238
817
62928
7213
11259
65871

Учредителем школы является муниципальное образование «Сальский район». Полномочия Учредителя Школы осуществляет управление образования
Сальского района

Управление образования Сальского района

Министерство образования и науки Российской Федерации

САТК