Жизненная стойкость и психическое здоровье детей

Современные дети и подростки  испытывают большие нервные нагрузки. Стресс у них стал неизбежной реальностью жизни.

Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно.
Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление.
Трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Родители  должны знать признаки стресса у детей и подростков, 
своевременно корригировать и предупреждать возникающие нарушения. Если у ваших детей, подростков,  в вашей семье возникла трудная жизненная ситуация,

которую вы не можете психологически преодолеть и ищите из нее выход –

обратитесь к школьному педагогу-психологу    или в центр диагностики и консультирования Сальского  района. Мы постараемся вам помочь!

Существует ряд  трудных жизненных ситуаций в жизни детей.
Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.
Существует ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека и др.
Для  детей раннего и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска.
1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

- враждебная, жестокая семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- не обеспечивающая надзора и ухода семья;
- негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
- чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
- появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или смена типа;
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

- помещение в чужую семью;
- направление в детское учреждение;
- госпитализация.

По каким признакам можно определить, что ребенок находится в ситуации стресса?

Частая смена настроения или устойчивое подавленное настроение.

Беспокойство, повышенная тревожность, пугливость.

Нервность, истерики.

□ Приступы раздражения, вспышки ярости

□ Беспокойная непоседливость, гиперактивность, неуправляемость.

□ Школьная фобия (ребенок боится учителя, плохой оценки, неудач в школе, контактов).

□ Повышенная возбудимость.

□ Резкие отрывистые движения.

□ Трудности в соблюдении дисциплины.

□ Поведенческие проблемы.

□ Упрямство, кривляние

□ Непослушание, капризничанье.

□ Грубость, жестокость (резкие ответы на замечания, замахивания на окружающих).

□ Повышенная утомляемость, физическое недомогание, появление усталости после привычных нагрузок, хроническая усталость.

□ Вялость, пассивность, нежелание что-либо делать.

□ Потеря интереса к любимым занятиям.

□ Неуверенность в себе, своих силах, низкая самооценка.

Молчаливость, уход в себя, замкнутость, боязнь контактов, стремление к одиночеству.

□ Грусть, подавленность, угнетенность.

Беспричинная обидчивость, плаксивость по пустякам.

□ Уход у виртуальный мир.

□ Плохой сон (трудности при засыпании, беспокойный сон).

□ Ночные кошмары, плач среди ночи, боязнь засыпания в темной комнате.

□ Возвращение к младенческому поведению – держание во рту большого пальца, мочеиспускание в постели.

□ Постоянное жевание или сосание чего-либо.

□ Нарушения памяти, внимания, мышления, речи (снижение концентрации внимания, трудности воображения, рассеянность, забывчивость, частая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, заторможенность, трудности в подборе нужного слова, более быстрая или замедленная речь, увеличение слов-паразитов, междометий, “проглатывание” слов, заикание, трудности в осмыслении информации, частые ошибки, нарушения логики, ухудшение восприятия, сужение поля зрения, трудности в запоминании текстов даже после неоднократного прочтения).

□ Трудности в обучении, нежелание, отказ ходить в школу.

□ Дрожание рук, непроизвольное дрожание нижней губы, качание головой, передергивание плеч, мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы, частое глотание, игра с половыми органами.

□ Нарушение речи, заикание, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости,   энурез, непроизвольное дневное мочеиспускание.

□ Задержка роста, физического, психического, речевого развития, полового созревания.

□ Головная боль.

□ Жалобы на дискомфорт или боль.

□ Головокружение.

□ Рези в желудке, боли в животе, спазмы в животе.

□ Нарушение пищеварения

□ Дискинезия желчевыводящих путей.

Не обязательно, чтобы у ребенка имели место все перечисленные нарушения. Некоторые признаки могут отсутствовать, некоторые – слабо выражаться. Однако появление хоть некоторых из них должно вызвать беспокойство у родителей и педагогов ребенка. Появление множественных нарушений свидетельствует о длительном стрессе, с которым ребенку или подростку трудно справиться.

Многие органы при стрессе работают в повышенном или сниженном режиме. При длительном стрессе изменяется нервная и гормональная регуляция организма. Возникают нарушения структуры и функции различных органов, психики, интеллекта и поведения человека. Пренебрежение ими приводит к развитию «болезней стресса».

Наиболее слабыми точками организма при стрессе являются органы пищеварения, позвоночник, щитовидная железа, иммунная система, а также уровень сахара в крови.

 

Уважаемые родители!

  • Ø Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем
  • Ø Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
  • Ø Помогите ему высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений и оценок.
  • Ø Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего- то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  • Ø Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства.
  • Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности могут помочь в преодолении стрессового состояния.
  • Ø Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
  • Ø Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
  • Ø Не критикуйте проявление регрессии, т.е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
  • Ø Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
  • Ø Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, - в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т.д.
  • Ø Для того, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и  чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они не были.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно (Федеральный закон от 10.12.95 N 19ФЗ)

Какая версия сайта нужна именно вам?

000454800
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
381
905
4189
440871
19123
30767
454800

Учредителем школы является муниципальное образование «Сальский район». Полномочия Учредителя Школы осуществляет управление образования
Сальского района

Управление образования Сальского района

САТК