Почему ребенок становится агрессивным.

 "Степа с детьми играл неплохо, но нам с мужем не нравилось, что он больше склонен подчиняться, - рассказывает Светлана. - Отберут у него ведерко, он не протестует. Попросят машинку - даст". Муж смотрел на это, смотрел, а потом начал его учить: "Если у тебя что-нибудь отбирают, ты не церемонься. Дай разок в нос, и все отстанут". Все действительно отстали. Но попросили Светлану гулять со Степой где-нибудь в другом месте..."

Результаты "папиной педагогики" удалось загладить не сразу: мальчик начал входить во вкус, ему понравилось, что его все боятся. Спасло положение только то, что по натуре Степа был незлобив. А если бы семена упали на более подготовленную почву? Если бы, скажем, он был обидчив, жесток, агрессивен?

      Что такое агрессия? Это физическое или вербальное (словесное)  поведение, направленное на нанесение вреда предмету, человеку или группе людей. Это прежде всего выражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг.

        Высокая агрессивность детей – одна из острейших проблем для общества. Актуальность темы очевидна, ведь количество детей с агрессивным поведением возрастает. Это стало следствием целого ряда неблагоприятных факторов:

- ухудшение материального состояния жизни;

-кризис семейного воспитания;

- увеличение количества патологических родов, во время которых повреждают головной мозг ребенка.

Свою лепту вносят и средства массовой информации, киноиндустрия,  которая навязывают культ насилия.

       Возрастает количество несовершеннолетних  с девиантным поведением, которое проявляется в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, вандализм и т.д.). Усилилась демонстративность и дерзость по отношению к взрослым. Дети в крайних формах начали проявлять жестокость и агрессивность. Наиболее актуальной сегодня является проблема повышенной агрессивности детей младшего возраста.

     Растормозить ребенка легко, повернуть процесс  вспять  куда труднее. Детям, привыкшим чуть что, кидаться на обидчиков с кулаками, бывает трудно ужиться в коллективе. К ним быстро приклеивается ярлык хулиганов, а затем нередко следует и отчисление из садика, возникают проблемы в школе. Ну, а если родителям все-таки удается уговорить администрацию не выгонять их ребенка, вокруг него образуется вакуум. С ним предпочитают не связываться. А чувствовать себя человеком, которого  боятся и ненавидят, уверяю вас, не очень приятно. Отвергнутые люди озлобляются, у них растет желание мстить. Это порождает ответную ненависть, и так до бесконечности. К школе у ребенка может сложиться устойчивое убеждение, что кругом одни враги, а это прямой путь в депрессию, которая в подростковом возрасте порой чревата даже самоубийством.

Есть и другая крайность. Далеко не все дети успешно "усваивают" уроки самообороны. Многие зажимаются еще больше, поскольку не могут себя преодолеть, дать сдачи  и боятся вызвать неудовольствие папы или мамы. А потому предпочитают поменьше жаловаться на обидчиков, скрывать свои переживания, перестают доверять родителям, отчуждаются от них. Это порождает еще большие страхи, ведь утрачивая опору в лице взрослых, ребенок ощущает свою полную беззащитность. А если он еще и от природы несмел, страх перед миром может стать паническим.

      Так как же быть? Не раздувать из мухи слона.  Мне кажется, важно разделить два момента: отношение к ситуации самого ребенка и отношение родителей. И спросить: а так ли драматично обстоит дело в глазах вашего сына или дочери? Действительно ли им кажется, что их обижают, унижают, подавляют? Или это в вас всколыхнулись какие-то давние обиды, и вы невольно приписываете детям свои представления о жизни?

         Ведь не зафиксируйся взрослый на какой-то мелкой несправедливости, совершенной по отношению к его ребенку, тот, может быть, ничего и не заметил бы. Ну, толкнули... ну, поддразнили... ну, не приняли в игру... С кем не бывает? Сейчас не приняли, а через полчаса примут. Детские обиды обычно нестойки и быстро улетучиваются. Но когда на обиде фиксируются взрослые, она приобретает качественно иной статус, как бы получает официальное признание. А ведь некоторые родители не просто заостряют внимание ребенка на пустяковых обидах. Они еще и припечатывают их страшным словом "унижение".  

     Как-то  одна мама в получасовой беседе раз десять повторила, что ее мальчика в школе "унижают", он получает стресс.   А имелось в виду всего-то на всего, что учительница при ребятах  неоднократно делала ему замечания и, наконец, отсадила его за отдельную парту, поскольку он вертелся, отвлекая соседей, на замечания не реагировал.  Как вы думаете, что  должен был сделать учитель в этом случае? И почему должны страдать другие дети, не усвоив материал урока из-за  нарушителей дисциплины, которые мешают остальным ученикам?

      Нет, конечно, бывает и настоящее унижение, когда "крутые" одноклассники или старшеклассники  действительно травят неугодного. Но нередко взрослые раздувают из мухи слона и этим только вредят своему ребенку, поскольку вместе с "мухой" (пустяковой обидой) раздувается его самолюбие.      А раздутое  самолюбие мешает человеку нормально строить отношения с окружающими. Он во всем выискивает подвох, вспыхивает, как спичка, при малейшем неосторожном слове, сказанном в его адрес. И родители здесь  внесли свою лепту.

        Обида - вообще очень плохое, вредное чувство. Она разъедает душу, пробуждает в ней злость, зависть, ненависть.

Уважаемые родители!  Следить за своими словами.

Сами  посудите, что подспудно сообщает ребенку взрослый, внушая ему мысль о "жестокости мира" и необходимости "пробиваться с боем"? Ребенок начинает чувствовать себя во вражьем стане. А поскольку мир большой, а ребенок маленький, он не чувствует и не может чувствовать в себе сил победить весь мир. Поэтому у одних детей развиваются страхи, а у других - агрессивность, в глубине которой скрывается все тот же страх.

Для нормального развития ребенку совершенно необходимо верить, что мир добр. Да, в нем могут встречаться отдельные вкрапления зла, но именно вкрапления, редкие и непременно побеждаемые добром. Иначе страх парализует ребенка, затормозит его интеллектуальное и эмоциональное развитие.

    Недаром даже дети, пережившие сущий ад: войну, стихийные бедствия, утрату близких, - подсознательно стремятся забыть, вытеснить кошмарные переживания. И действительно, очень многое со временем забывают, переключаясь на более радостные, светлые впечатления. Иначе у них не будет сил продолжать жить.

   А тут не кто-нибудь, а собственные родители, чье слово весит для маленького ребенка гораздо больше слов всех остальных людей, выбивают из-под него опору, подрывают его представления о доброте и справедливости окружающего мира. Вместо того чтобы защитить сына от обидчиков, отец, с одной стороны, нагнетает в нем страхи, а с другой - лишает малыша самоуважения, называя его слюнтяем, требует  давать сдачи обидчикам. А если ему ответят также кулаком, нанесут увечье? Что тогда?  

       Семья с агрессивной атмосферой  - готовит обществу будущего хама. Если родители между собой не могут разговаривать иначе, как в резких выражениях, язвительно и грубо, то наивно с их стороны ожидать от сына уважения к людям и вежливого обращения.

         Нужно ли защищать ребенка,  пока не сможет защитить себя сам?

Защищать детей нужно обязательно. Конечно, не стоит уподобляться склочникам, которые по любому поводу бегут "качать права" в школу, садик, во двор. Но оставлять ребенка беззащитным (да еще попрекать его тем, что он не может постоять за себя сам!) взрослые просто не имеют права. Ведь это самое натуральное предательство.

      Поверьте, если бы ребенок мог расправиться с обидчиками без посторонних, он бы с удовольствием это сделал. Никому не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. Как только он соберется с силами, ваша помощь станет ему не нужна. А пока этого не произошло, долг родителей - обеспечивать ему надежную защиту.

Но если ребенок везде, куда бы ни попадал, оказывается жертвой драчунов - значит, дело не только в коллективе. Скорее всего, в нем самом есть нечто, провоцирующее обидчиков. Родители склонны считать, что он всех боится, а дети,  естественно, атакуют слабого.

     По моим наблюдениям, это не так. Слабых, но тихих, неконфликтных детей обычно не обижают. Устойчивую агрессию провоцируют "занозистые" дети. Такие, которые сами задираются, а потом бегут жаловаться. И учить их надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не завидовать, не обижаться, не претендовать на постоянное лидерство, относиться к ребятам доброжелательно, не ехидничать и т. п.

Дети, склонные к словесной агрессии, тоже вносят дисгармонию в жизнь коллектива. Такие дети точно попадают в цель – в самые  больные места ровесников. От таких детей страдают те, у кого есть какие – либо физические недостатки, дети со слабым здоровьем, боязливые, стыдливые. Постоянные насмешки, обзывания – главное оружие этих учеников. Доказано, что эти дети психологически  неуравновешенные, тревожные.

Но как же  все-таки побороть страх перед обидчиками? Ведь одно дело, когда человек не дает сдачи из благородства, а другое - когда он просто трусит. Трусость, конечно, надо преодолевать. Мой опыт общения с детьми показывает, что страх преодолевается легче, если ребенок дает отпор врагу не ради себя самого, а защищая кого-то слабого. Это более действенный стимул, поскольку чувство сострадания заглушает страх. Ребенок отвлекается от своих переживаний, и ему становится легче преодолеть себя.

Жалость - вообще самое надежное оружие в борьбе со страхом. Невозможно бояться тех, кого ты жалеешь. Ведь для этого надо почувствовать себя очень сильным. Люди жалеют только более слабых. Именно поэтому нам порой бывает так трудно пожалеть и простить своих родителей. Даже старенькие и немощные, они по-прежнему имеют над нами власть, кажутся нам сильнее нас. Так что если вы хотите, чтобы ребенок умел давать отпор обидчикам, развивайте в нем чувство сострадания. Это гораздо важнее, чем учить его чуть что - сразу бить промеж глаз. Хотя приемы борьбы тоже не мешает освоить. Только не дошколятам. Они все равно еще неспособны к настоящей самообороне, и занятие карате  и прочие  лишь подогреет в них агрессивность, хотя детской самообороной больше всего озабочены родители дошкольников и младших школьников А вот в подростковом возрасте это уже насущная необходимость. Мало ли в какую переделку может попасть парень?

 

Как общаться  с агрессивным ребенком?

  1. Прислушайтесь, наконец – то к учителю, который говорит вам, что ваш ребенок склонен к немотивированной агрессии. И чем раньше вы сделаете это, тем лучше.
  2. Помните, что запрет и повышение голоса – наименее эффективные способы преодолеть агрессивность. Лишь поняв причины агрессивного поведения м устранив их, можно быть уверенным, что агрессивность будет преодолена.
  3. Дайте ребенку личный пример эффективного поведения. В его присутствии не злитесь, не говорите с пренебрежением о своих друзьях, об учителях, одноклассниках вашего  ребенка.
  4. Пусть ваш ребенок ощущает, что вы его любите, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стыдитесь приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
  5. Не обсуждайте в присутствие ребенка проблемы его поведения. Он может подумать, что конфликты неминуемы, и будет провоцировать их.
  6. Не всегда следует вмешиваться в незначительные ссоры детей.
  7. После конфликтов обсудите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попробуйте найти другие способы выхода из конфликтной ситуации. Согласна, что это кропотливая работа, легче сказать ребенку «Дай сдачи, пусть не нарываются». Но зато вы сможете избежать многих проблем в жизни вашего ребенка.
  8. И последнее, что хочется сказать. Уважаемые родители! Если вы не хотите замечать проблемы в поведении вашего ребенка, выраженной нарастающей  агрессивностью, это не значит, что этой проблемы не существует. Просто наступит момент, когда агрессия вашего ребенка будет направлена против вас. И помочь вам тогда уже будет непросто.

Задумайтесь над этим.

Какая версия сайта нужна именно вам?

000087421
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
102
565
3384
81115
8458
9986
87421

Учредителем школы является муниципальное образование «Сальский район». Полномочия Учредителя Школы осуществляет управление образования
Сальского района

Управление образования Сальского района

Министерство образования и науки Российской Федерации

САТК