Психолог - учителям

Как справиться с агрессией ученика?

          Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения – «гроза» детского коллектива, источник неприятностей для педагогов и родителей. Этого драчливого, сварливого  ребенка нелегко принять таким, какой он есть, а еще тяжелее понять.

        Агрессивный ребенок часто ощущает себя  обездоленным, никому не нужным. Как стать важным и нужным –нерешенная проблема ребенка. Потому-то он и ищет способы привлечь к себе внимание  взрослых и ровесников. Он «не успокаивается», пока взрослые не взорвутся, а дети не примут участие в потасовке.

Агрессией считают такую активность, которая направлена на разрушение чего-либо.  Агрессивное поведение объединяет в себе враждебный настрой по отношению к окружению, эмоциональное состояние гнева и злости. При этом внешне агрессия может проявляться абсолютно по-разному: частые споры, нарушение общих правил, провоцирование конфликтов, ссоры, драки, словесные жалобы и обиды.

  Достаточно часто своеобразным провокатором  агрессивности ребенка становится школа.  Малыш попадает в абсолютно новую, не похожую на домашнюю, обстановку, к которой иногда оказывается не готов.  Учитель выдвигает необычные  требования, а объем новой информации раздражающе действует на детскую психику.

   Взрослые бывают растеряны и сильно обеспокоены, когда сталкиваются с детской злостью. Чем может быть вызвана такая резкая реакция? Почему ребенок становится неуправляемым? Простить или наказать? Как  правильно вести себя в таких ситуациях?

Попробуем разобраться.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не может справиться.  В каждом случае за агрессивным поведением могут скрываться разные причины и цели.

  1. Усталость. Если ребенок быстро устает, то агрессия может стать следствием перегрузки, истощения психических ресурсов. Возбуждение ребенка начинает возрастать. От этого он устает еще больше, и происходит срыв.
  2. Отрицательное самовосприятие. «Я плохой, я веду себя как плохой». Дети с заниженной самооценкой, не чувствующие уверенности в себе, иногда выбирают роль антигероя.
  3. Страх. Если ребенок имеет отрицательный опыт отношений с людьми, то может заранее атаковать, пытаясь предупредить ситуации, которые напоминают  ему, что такое уже случалось.
  4. Реакция на запрет взрослых. Реакция на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает того, что его надо. Агрессивное поведение может формироваться под воздействием гиперопеки или вседозволенности в семье.

Если ребенок привык получать от родителей все, что пожелает, то попав в другую ситуацию, где любые его желания не удовлетворяются в полной мере, он будет вести себя агрессивно по отношению к тем, кто мешает получить желаемое.

  1. Требование внимания к себе.

Дети, на которых не обращают внимания, которым не хватает  любви родителей (а это бывает и в достаточно благополучных семьях), как будто говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Но я не дам о себе забыть!».

 Для них важен любой знак внимания, даже отрицательный. Порой родители обращают внимание на ребенка, лишь, когда он получил плохую отметку или что-то натворил. Вот ребенок и добился внимания, пусть даже и получив наказание.

  1. Поиск границы. Здесь агрессия – сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!». В глубине души он понимает, что ведет себя  плохо, и действительно ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Как же помочь агрессивному ребенку?

«Золотые правила» педагога.

  1. Не фиксируйте внимания на нежелательном поведении ребенка.
  2. Наиболее адекватное поведение взрослого – осуждение агрессии ребенка.
  3. Старайтесь, прежде всего, выяснить причины агрессии и спокойно, тактично ее устранить.
  4. Дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснуть эмоции через игры.
  5. Реагируйте на любые положительные сдвиги в поведении ребенка, даже если они незначительные.
  6. Будьте веселыми, шутками поддерживайте и поощряйте положительные действия. Это сблизит вас с детьми, сохранит ваше сердце и нервы.
  7. Будьте доброжелательными. В ребенке нет ничего такого, что бы требовало жестокости. Зло побеждают добром, любовью. Учитель должен желать ребенку лишь добра, воспитывать у него добро на примере собственных поступков.
  8. Не делайте поспешных выводов, непродуманных решений, не попадайте в зависимость от собственного настроения.
  9. Дорожите доверием ребенка, любите его, защищайте его, уважайте его чувства. Тогда между вами и ребенком сложатся доброжелательные, искренние  отношения.
  10. Берегите высочайшее благо:  человеческое достоинство, неприкосновенность личности.

 

Профессиональный стресс и здоровье педагогов

Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Учитель  в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.

Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.

Борьба со стрессом - это, прежде всего информация и разъяснение. Чтобы успешно управлять собственным стрессом, необходимо понимать и знать процессы, происходящие в нашем организме. Целесообразно обсудить главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Это обсуждение вносит ясность, каким образом возникают различные заболевания.

Стрессы бывают разные. Человек переживает разные стрессовые состояния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качества жизни (деструктивный, вредный стресс). Какой вид стресса человек переживает, зависит от силы и длительности стресс-фактора, чувствительности организма к влиянию неблагоприятных условий и от возможностей им противостоять. Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, при достижении которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы.

Какая версия сайта нужна именно вам?

000042975
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
98
847
1656
38441
8406
12452
42975

Учредителем школы является муниципальное образование «Сальский район». Полномочия Учредителя Школы осуществляет управление образования
Сальского района

Управление образования Сальского района

Министерство образования и науки Российской Федерации

САТК