Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся, осваивающих основные образовательные программы основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Будённовская средняя общеобразовательная школа № 80
Рассмотрено и
рекомендовано к утверждению
педагогическим советом
(протокол от « 30 » августа 2022 года
№ 1)

Утверждаю.
Директор МБОУ
Будённовской СОШ № 80
_________________ Л.А. Минькова
(приказ от 30.08. 2022 № 240)

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся, осваивающих основные
образовательные программы основного общего образования
Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования,
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Будённовской
СОШ № 80.
1.2.Данное Положение определяет требования к организации, содержанию и направленности,
защите, критериям индивидуального итогового проекта (далее - ИИП), выполняемого
учащимися основной школы, с учётом требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС).
1.3.Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый
учащимися в рамках одного или нескольких учебных предметов, а также социальной,
педагогической и личностной сферах, с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую, иную).Итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
общеобразовательных учебных программ.
1.4.Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизацию
стиля общения педагогов и учащихся.
1.5.Выполнение итогового проекта обязательно для учащегося 9-го класса. В течение одного
учебного года учащийся выполняет одинитоговый проект по выбранной им теме. Проект,
выполняемый учащимся 9-го класса, является индивидуальным и может носить
предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.6.Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябре
учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год.
Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо
этого, классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный педагог,
педагог-психолог, педагог-логопед определяют тематику социальных и личностных
проектов.
1.7.Защита ИИП является одной из обязательных составляющих внутренней оценки качества
образования в образовательном учреждении.

1.

1

II. Цели и задачи ИИП
2.1.Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. Для обучающихся: продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
избранной области.
2.1.2. Для педагогов: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их
творческих способностей и логического мышления.
2.2.Задачами выполнения ИИП являются:
2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать
шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей
работы).
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
III.
Содержательный раздел
3.1.Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1.1.
Руководителем проекта является учитель - предметник, классный руководитель,
социальный педагог, педагог-психолог, педагог-логопед, педагог дополнительного образования.
Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности,
информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.1.2.
Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема,
предложенная учеником, согласуется с педагогом. Выбор темы должен быть обоюдно
мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Педагоги обязаны уважительно относиться
к личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету,
не навязывать скучную для обучающегося тему. В то же время педагог должен
аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает
общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирует асоциальное поведение,
является околонаучной.
3.1.3.
Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности учащегося к
выполнению самостоятельного задания.
3.1.4.
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по
выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
3.1.5.
Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное
исследование по достаточно узкому вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться
правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество
слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
3.1.6.
План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся
совместно с руководителем проекта.
3.1.7.
Ответственным за организацию работы по созданию обучающимися ИИП является
заместитель директора по УВР.
3.2.Требования к содержанию и направленности проекта
3.2.1.
Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных
проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного
человека.
3.2.2.
Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть
открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить
изучение новых аспектов этой проблемы.
3.2.3.
Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации
по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование,
2

демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное её толкование или решение.
Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь
возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
3.2.4.
Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно
обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий.
3.2.5.
Возможные типы работ, формы их представления, критерии представлены в
приложении 1.1.
3.3.Требования к организации проектной деятельности
3.3.1.
Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год проходит в
сентябре (информация представляется на сайте школы).
3.3.2.
Не позднее 20 октября текущего учебного года темы, выбранные учащимися и
согласованные с педагогами, утверждаются приказом директора, который публикуется на сайте
образовательного учреждения. Изменение темы проекта обучающимися 9-х классов
допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную деятельность,
в течение месяца.
3.3.3.
В октябре-декабре в школе осуществляется работа над проектами. В это время
происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор
информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.
3.3.4.
До 30 декабря руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о
ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации,
возникших проблемах и путях их решения. Перед отчетом заместителю директора
руководитель проекта заслушивает аналогичный отчет обучающегося.
3.3.5.
До 20 ыевраля учащиеся защищают проект перед учащимися своего класса. Проект,
получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень», возвращается на
доработку обучающемуся. Учащемуся рекомендуется доработать проект к началу школьной
недели защиты проектов, руководитель проекта организует для учащегося дополнительные
консультации по проекту. Информация доводится классным руководителем до сведения
родителей.
3.3.6.
Школьная защита проектов проходит с 15 по 25 марта.
3.3.7.
В рамках защиты проектов обучающиеся знакомят слушателей (родители, законные
представители, учащиеся 8-х классов, учителя-предметники) с проектным продуктом.
Выступление и результаты работы учащегося оценивает комиссия.
3.4.Требования к оформлению проектной работы
Структура ИИП (для всех видов проектов) содержит в себе:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основную часть;
заключение;
источники.
Введение включает в себя:
обоснование актуальности выбранной темы;
формулирование проблемы;
определение гипотезы, объекта и предмета исследования;
установление целей работы;
формулирование задач работы;
указание «проектного продукта».
Для конструкторских проектов в введение, кроме того, включается описание особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от
реализации проекта.
1. Основная часть ИИП может содержать описание методов исследования и используемых
ресурсов (временных, информационных, интеллектуальных и материально-технических).
3

В ней должен проводиться анализ информационных источников и поэтапное описание
хода работы над ИИП.
2. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи, определяется перспективность представленной темы для дальнейшей
работы.
3. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта
12 пунктов с интервалом между строк - 1,5.
Размер полей: верхнее - 2 см, нижнее - 1,5 см, левое - 3 см, правое - 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого
посредине строки, не ставят.
Все разделы (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение)
начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объём текста проектной работы, включая список литературы, не должен быть менее 10
машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено не более 10 стандартных страниц. Основной текст
работы и страницы приложений нумеруются арабскими цифрами.
4. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включается:
выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из форм,
описанных в приложении 1.1;
аннотация (краткая пояснительная записка к проекту), подготовленная обучающимся
(объемом не более одной печатной страницы) с указанием:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в
ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
г) при наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть
также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая
значимость полученных результатов.
5. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
3.5.Требования к защите ИИП
3.5.1.
Цель организации публичной защиты проектов:
создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся;
интеллектуальное и творческое развитие учащихся;
поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений
школьников;
приобщение учащихся к исследовательской, экспериментально конструкторской,
поисковой деятельности,
расширение и углубление научно-практического творчества учащихся, теоретических
знаний и необходимых профессиональных навыков школьников.
3.5.2. Защита ИИП проводится в ходе школьной конференции.
4

3.5.3. Для защиты ИИП создается комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены
научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи,
администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники.
Количество членов комиссии не должно быть менее 5 человек. Состав комиссии для оценки
индивидуальных проектов утверждается приказом директора школы.
3.5.4. Процедура защиты состоит в 6-8-минутном выступлении учащегося, который
раскрывает актуальность выбранной темы, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее
следуют ответы на вопросы комиссии.
3.5.5. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по итогам рассмотрения
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва
руководителя.
3.5.6. Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по шкале «отлично, хорошо,
удовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке
протокола заседания комиссии.
3.5.7. Оценивание ИИП осуществляется с использованием аналитического подхода к
описанию результатов, согласно которому по каждому критерию вводятся количественные
показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.
Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла. Достижение базового уровня
(отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4-6 первичных баллов (по одному
баллу за каждый из четырёх критериев), достижение повышенных уровней соответствует
получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка
«отлично»).
3.5.8. Результаты выполнения ИИП могут рассматриваться как дополнительное основание
при зачислении выпускника школы на избранное им направление профильного образования.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания
проекта и критерии оценки защиты проекта (приложение 1.2).
IV.

Документация

Для учащихся
Индивидуальный план выполнения проекта (приложение 1.3)
4.2.
Для руководителя проекта
индивидуальный план выполнения проекта для каждого учащегося;
общие сведения;
рецензия по каждому индивидуальному проекту.
руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии
до начала защиты проекта.
Дата
№
ФИО
Тема
Дата
Подпись
выполнения
п/п
ученика
проекта
защиты
родителей
проекта
1.
2.
4.1

4.3. Для классного руководителя:
- лист ознакомления родителей;
- результаты итоговой оценки индивидуального проекта.
№
п/п

ФИО
ученика

Итоговая оценка
руководителя проекта

Тема проекта

1.
2.
5

Подпись

V.
Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
совместно с учащимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
образовательному проекту;
совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники
необходимой информации;
мотивировать учащегося на выполнение работы по индивидуальному образовательному
проекту;
оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования;
контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению индивидуального
образовательного проекта.
5.2.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
требовать от учащегося своевременного и качественного выполнения работы;
использовать совместно с учащимся в работе по выполнению проекта имеющиеся в школе
информационные ресурсы.
5.3. Учащийся должен:
выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального
образовательного проекта:
подготовить публичный отчет о проделанной работе.
5.4. Учащийся имеет право:
на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального образовательного проекта;
на использование для выполнения индивидуального образовательного проекта
информационных ресурсов школы.
5.1.

-

VI.
Порядок хранения и использования ИИП
6.1.ИИП является имуществом образовательной организации и хранится в библиотеке в течение
3 лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному
требованию, либо уничтожен.
6.2.В период хранения ИИП может быть выдан автору для чтения на месте хранения с учётом
выдачи в журнале.
6.3.О порядке хранения и использования ИИП автор предупреждается к моменту получения
темы.

6

Приложение 1.1
Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта

Цель проекта

Практикоориентированный,
социальный
Исследовательский

Решение практических
задач

Информационный
Творческий
Игровой или
ролевой

Доказательство или
опровержение какойлибо гипотезы
Сбор информации о
каком- либо объекте
или явлении
Привлечение интереса
публики к проблеме
проекта
Представление опыта
участия в решении
проблемы проекта

Проектный продукт
анализ данных
социологического
опроса;
• бизнес-план;
• веб-сайт;
• видеофильм;
• выставка;
• газета;
• журнал;
• действующая
фирма;
• игра;
• карта;
• коллекция;
• компьютерная
анимация;
• оформление
кабинета;
• пакет
рекомендаций;
• стендовый доклад;
• сценарий;
• статья;
• сказка
•

костюм;
• макет;
• модель;
• музыкальное
произведение;
• мультимедийный
продукт;
• отчёты о
проведённых
исследованиях;
• праздник;
• публикация;
• путеводитель;
• реферат;
• справочник;
• система школьного
самоуправления;
• серия иллюстраций;
• учебное пособие;
• чертеж;
• экскурсия;
• рисунки
•

Приложение 1.2
Содержательное описание каждого критерия оценки ИИП
Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Высокий
(1 балл за каждый
(2 балла за каждый
(3 балла за каждый
критерий)
критерий)
критерий)
Самостоятельное Работа в целом
Работа в целом
Работа свидетельствует
приобретение
свидетельствует о
свидетельствует о
о способности
знаний и
способности
способности
самостоятельно ставить
решение проблем самостоятельно, с
самостоятельно ставить проблему и находить
опорой на помощь
проблему и находить
пути её решения.
руководителя ставить
пути её решения.
Продемонстрирована
проблему и находить
Продемонстрировано
способность
пути её решения.
свободное владение
приобретать новые
Продемонстрирована
логическими
знания и/или осваивать
способность
операциями, навыками новые способы
приобретать новые
критического
действий, достигать
знания и/или осваивать мышления, умение
более глубокого
новые способы
самостоятельно
понимания проблемы.
7

действий, достигать
более глубокого
понимания изученного;
названы причины, по
которым учащийся
приступил к работе над
конкретным проектом

мыслить.
Ученик самостоятельно
формулирует
противоречие между
реальной и идеальной
ситуацией, обращая его
в проблему с помощью
учителя

Знание предмета

Продемонстрировано
понимание содержания
выполненной работы.
В работе и в ответах на
вопросы по
содержанию работы
отсутствуют грубые
ошибки

Продемонстрировано
свободное владение
предметом проектной
деятельности; умение
запросить
недостающую
информацию у
эксперта(учителя,
консультанта,
специалиста). Показаны
знания из других
предметных областей.
Ошибки отсутствуют

Регулятивные
действия

Продемонстрированы
навыки определения
темы и планирования
работы.
Работа доведена до
конца и представлена
комиссии, некоторые
этапы выполнялись под
контролем и при
поддержке
руководителя.
Проявляются
отдельные элементы
самооценки и
самоконтроля
учащегося
Продемонстрированы
навыки владения
способами оформления
проектной работы в
различных формах
(текст, графики, схемы,

Продемонстрированы
навыки определения
цели публичного
выступления,
определены этапы
планирования работы.
Контроль и коррекция
осуществлялись
самостоятельно

Коммуникация

Тема ясно определена и
пояснена;
текст/сообщение
хорошо
структурированы; все
мысли выражены ясно,

8

Продемонстрировано
умение самостоятельно
найти недостающую
информацию в
информационном поле.
Ученик самостоятельно
формулирует проблему
на основе анализа
ситуации,
самостоятельно
использует потенциал
интегрированных
знаний
Продемонстрировано
свободное владение
предметом проектной
деятельности. Ученик
называет тех субъектов,
которые могут быть
заинтересованы в
решении проблемы.
Продемонстрированы
умения находить
несколько вариантов
решения проблемы,
выдвигать гипотезу,
устанавливать
причинно-следственные
связи
Работа тщательно
спланирована и
последовательно
реализована,
своевременно пройдены
все необходимые этапы
обсуждения и
представления.
Сформированы навыки
анализа собственной
деятельности (её хода и
промежуточных
результатов)

Продемонстрированы
навыки владения
способами
(риторические,
невербальные,
логические и т.п.)

таблицы и т. п.).
Продемонстрированы
навыки
монологической речи,
оформления
пояснительной
записки, а также
подготовки
презентации.
Ученик делает
публичный доклад о
цели, ходе, содержании
полученной
информации или
результатах проекта;
отвечает на вопросы,
направленные на
понимание темы
проекта

логично,
последовательно;
работа/сообщение
вызывает интерес;
продемонстрированы
умения использовать
различные средства
наглядности при
выступлении; вести
дискуссию; отстаивать
свою точку зрения;
автор свободно
отвечает на вопросы

воздействия на
аудиторию.
Автор организует
обратную связь с
аудиторией; развернуто
аргументирует свои
высказывания.
Продемонстрированы
умения уверенно
держать себя во время
выступления; находить
компромисс; свободно
отвечать на
незапланированные
вопросы

Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла. Достижение базового уровня
(отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4-6 первичных баллов, достижение
повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или
10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Приложение 1.3
Индивидуальный план выполнения проекта
Этапы

Виды деятельности

Сроки

выбор темы учебного проекта и тем исследований
учащимися;
Подготовка
- разработка основополагающего вопроса и
проблемных вопросов учебной темы
- формулировка задач, которые следует решить;
Планирование - выбор средств и методов решения задач;
- определение последовательности и сроков работ
Процесс
- самостоятельная работа;
проектирования - оформление записки, плакатов и др.
-

Итог
Защита

-

достигнутый результат;
оформление продукта проекта
- выступление с защитой проекта (презентация)

9

Подпись
руководителя

Памятка для руководителей
и авторов-исполнителей проектов
Уважаемые руководители и авторы-исполнители проектов, просим внимательно
отнестись к требованиям, которые предъявляются к проектам на этапе оценивания.
1. Выбор темы:
актуальность и важность темы;
научно-теоретическое и практическое значение;
интерес для слушателей;
обоснованность возможности использования материалов проекта другими людьми в
практической деятельности (возможно, в повседневной жизни или конкретных жизненных
ситуациях), т.е. полезность проекта для практики;
степень освещённости данного вопроса в литературе.
2. Целеполагание:
ясность и чёткость формулирования целей и задач;
реальность (достижимость) поставленной цели и задач;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
3. Планирование, определение последовательности и сроков работ.
4. Описание проведения проектных работ или исследования:
аргументированность и описание способов получения данных, доказательства их
достоверности с описанием проверки и уточнения;
ясность, точность, научность языка описания полученных в ходе исследования
данных;
соответствие оформления результатов работ замыслу проекта и целям исследования;
соответствие формы работы содержанию;
текст теоретической части должен быть написан в неопределённом наклонении
(«рассматривается», «определяется» и т.п.);
научность и литературность языка, орфографическая и пунктуационная грамотность,
выразительность и богатство словарного и грамматического строя речи.
5. Культура оформления: аккуратность, наглядность (рисунки, таблицы, диаграммы и
т.п.); соблюдение принципа необходимости и достаточности изобразительных средств.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».