Положение об организации внеурочной деятельности

требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными
характеристиками по должности, в том числе заместители директора, педагоги
дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и иные
педагогические работники.
1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические
работники ОО, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности должны пройти
повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО.
1.9. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основных
образовательных программ.
2. Условия реализации внеурочной деятельности и требования к организации
внеурочной деятельности
2.1.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
2.2. Целью организации внеурочной деятельности в ОО является обеспечение
достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП за счет расширения
информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная
деятельность, повышения гибкости ее организации.
2.3. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
· поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
· совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
· формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
· повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
· развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
· поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
· формирование культуры поведения в информационной среде.
2.4. При выборе направлений и отборе содержания обучения организация учитывает:
· особенности организации – условия функционирования, тип, особенности
контингента, кадровый состав;
· результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы
и трудности их учебной деятельности;
· возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
· особенности
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
2.5. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить:
· Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
2

·

Развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов;
· Формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности);
· Формирование
социокультурных
и
духовно-нравственных
ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
· Развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной,
учебно-исследовательской,
спортивно-оздоровительной
и
творческой
деятельности;
· Формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
· Совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.
3. Порядок организации внеурочной деятельности
3.1.
Внеурочная деятельность организуется на базе ОО.
3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в ОО также предусматривается
использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая
организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации,
обладающие необходимыми ресурсами.
3.3. Формы проведения внеурочной деятельности ОО определяет самостоятельно, при
этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
3.4. В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа обучающихся и их
возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в ОО, определяется
учебным планом на текущий учебный год.
3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей в текущем учебном
году, но не более 10 часов в неделю на класс.
3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержу в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания ОО.
3.8. Часы внеурочной деятельности используют для реализации принципа
формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования с
помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности (Приложение 1):
- учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
- с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их
благополучия в пространстве школы;
- с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
3.9. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками
школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами
дополнительного образования (по согласованию).
3.10. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе
направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения
3

внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных
представителей).
3.11. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности.
3.12. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора
двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является
посещение не более 2-3-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть
двигательно-активным.
3.13. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического
совета разрабатывает и утверждает:
- рабочие программы внеурочной деятельности;
- план внеурочной деятельности;
- режим внеурочной деятельности;
- расписание занятий внеурочной деятельности.
3.14. Планы ВД НОО, ООО, СОО осуществляются посредством реализации рабочих
программ ВД.
3.15. План ВД ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а
рабочие программы ВД являются обязательной частью содержательного раздела ООП.
3.16. План ВД определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
ВД с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03, для
обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО
целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности ОО предусмотреть,
рекомендуемые к включению в план ВД направления (Приложение 2).
3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью ООП
соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в
содержательный раздел ООП разрабатывается на основе требований к результатам
освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ,
включенных в структуру общеобразовательной программы.
3.19. Рабочие программы ВД для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в
соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.20. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности
регламентируется локальным актом ОО.
3.21. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета
результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной
деятельности.
3.22. При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности
педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ
планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей
программы ВД.
3.23. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности
может использоваться психолого-педагогический инструментарий, включая Портфолио
обучающегося, в том числе в электронной форме.
4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью
4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования может
корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом
предварительного выбора обучающимися и их родителями рабочих программ ВД.
4.2. Для обучающихся 1-х классов набор направлений и программ ВД предлагается для
ознакомления на установочном родительском собрании, для обучающихся 5-11 классов –
на родительских собраниях.
4.3. Для проведения занятий допускается комплектование групп как из обучающихся
одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12
4

человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две
группы. Комплектование групп происходит в соответствии с запросом участников
образовательной деятельности.
4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных
ежедневных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (походы,
экскурсии и т.п.)
4.5. Продолжительность занятий ВД регламентируется действующими Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20.
4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием,
утвержденным директором ОО.
4.7. Учет занятости обучающихся ВД осуществляется педагогическим работником в
электронном или бумажном журнале, оформление которого осуществляется в
соответствии с едиными требованиями, установленными локальными актами ОО.
4.8. Содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию рабочей
программе.
4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий ВД
осуществляют педагоги-организаторы и должностные лица, назначенные в школе
ответственными за ведение электронных (бумажных) журналов.
4.10. Организацией, координацией и контролем занятий ВД обучающихся конкретного
класса занимается классный руководитель, который:
- доводит до сведения родителей информацию о реализуемых в ОО рабочих программ;
- координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий ВД;
- осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с
расписанием;
- осуществляет взаимосвязь между родителями и учителями по вопросу организации ВД,
включая оценку образовательных достижений.
4.11. Общее руководство и контроль за ВД в ОО осуществляет заместитель директора по
УВР на основе своих должностных обязанностей: оценку содержания и качества
программ ВД, разработку, согласование (утверждение) планов ВД и расписания
проведения занятий ВД, системы оценивания результатов освоения рабочих программ ВД
обучающимися.
5. Об организации занятий «Разговоры о важном»
5.1.
В соответствии с письмом Минпросвещения РФ от 17.06.2022 № 03-871 в рамках
ВД образовательная организация вводит еженедельные информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (34 часа в учебном году).
5.2. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов первым занятием
по понедельникам еженедельно.
5.3. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном» для
обучающихся ОО является:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
5.4. Методические материалы для ОО цикла еженедельных занятий, включающие
сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный
элемент, визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на
портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность»
5

5.5.
Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор или
беседа.
6. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
6.1. Оценка достижений результатов ВД происходит на трех уровнях:
- Оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;
- Индивидуальная оценка каждого обучающегося на основании экспертной оценки
личного Портфолио;
- Качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по
направлениям ВД, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов
обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся.
6.2. Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся в формах,
определенных планом внеурочной деятельности и программой курса внеурочной
деятельности.
7.
Ответственность
7.1.
Администрация ОО организует:
- процесс разработки, рецензирования и утверждения программ ВД;
- контроль выполнения программ ВД;
- контроль ведения журналов ВД.
7.2. Педагогические
работники
несут
ответственность,
установленную
законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в
части реализации программ ВД как части ООП НОО, ООО, СОО
7.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом ОО, Правилами
внутреннего распорядка, локальными актами, должностными инструкциями.
7.4. Родители обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной
деятельности.
7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение Устава ОО, Правил
внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих
организацию образовательных отношений в общеобразовательной организации.

6

Приложение №1
Модель плана внеурочной деятельности
Модель плана внеурочной
деятельности
Преобладание учебнопознавательной деятельности

Преобладание педагогической
поддержки обучающихся

Преобладание деятельности
ученических сообществ и
воспитательных мероприятий

Содержательное наполнение
- занятия обучающихся по углубленному изучению
отдельных учебных предметов;
- занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся;
- дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении учебной
программы;
- дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих трудности в освоении языков
обучения;
- специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной коммуникации;
- специальные занятия обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими деятельность детских
общественных объединений и органов ученического
самоуправления;
- занятия обучающихся в рамках циклов специально
организованных внеурочных занятий, посвященных
актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
- занятия обучающихся в социально ориентированных
объединениях: экологических, волонтерских,
трудовых и т.п.

7

Приложение № 2
Направления ВД, рекомендуемые к включению в план внеурочной
деятельности образовательной организации
Направление
Рекомендуемое
внеурочной
количество часов
деятельности
в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
"Разговоры о важном"

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

1

Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся

1

8

Основное содержание занятий

Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная
задача:
формирование
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного
и
ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной
истории
и
пониманием
сложностей
современного
мира,
техническим
прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения, доброжелательным отношением
к
окружающим
и
ответственным
отношением к собственным поступкам.
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения задач
в различных сферах жизнедеятельности
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой,
направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников
к
осознанному выбору

направления
продолжения
своего
образования
и
будущей
профессии,
осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной
и внепрофессиональной деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые
игры, квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии, посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы
в
команде,
поведения
в
конфликтной ситуации и т.п.);
создание
условий
для
познания
обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для
формирования
уверенности
в
себе,
способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
Вариативная часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся

Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных,
оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного
будущего, и к культуре в целом, как к
духовному
богатству
общества,
сохраняющему
национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия
по
дополнительному
или
углубленному
изучению
учебных
предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия,
связанные
с
освоением
регионального компонента образования или
особыми этнокультурными
интересами
участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении

3

9

Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов

2

Занятия, направленные
на удовлетворение
социальных интересов
и потребностей
обучающихся, на
педагогическое

2

учебной программы или трудности в
освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие
творческих
способностей
школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое
развитие
обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение
к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви к своему краю, его истории,
культуре,
природе,
развитие
их
самостоятельности
и
ответственности,
формирование
навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
занятия
школьников
в
различных
творческих объединениях (музыкальных,
хоровых или танцевальных студиях,
театральных
кружках
или
кружках
художественного
творчества,
журналистских,
поэтических
или
писательских клубах и т.п.);
занятия
школьников
в
спортивных
объединениях
(секциях
и
клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной
активности
обучающихся
начальных
классов "Орлята России".
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего
человека
социальных
умений - заботиться о других и
организовывать
свою
собственную
деятельность, лидировать и подчиняться,
брать на себя инициативу и нести
10

сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование
макрои
микрокоммуникаций,
складывающихся
в
образовательной
организации, понимания зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
педагогическое
сопровождение
деятельности
Российского
движения
школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально
ориентированной работы;
выборного
Совета
обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной
организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно
действующего
школьного
актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для
школьников
событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников
группы
по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».