Цель адаптированной рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определённому учебному предмету или коррекционному курсу для обучающихся с ОВЗ. Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы МБОУ Будённовской СОШ № 80 Задачи программы: - Сформировать представление о практической реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО при изучении конкретного предмета, коррекционного курса. - Определить содержание, объём, порядок изучения учебных предметов/ коррекционных курсов с учётом целей, задач и особенностей образовательной деятельности МБОУ Будённовской СОШ № 80 и контингента обучающихся. 1.4. Адаптированная рабочая программа выполняет следующие функции: - является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; - определяет содержание образования по учебному предмету/ коррекционному курсу; - реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; - создает условия для реализации индивидуального подхода; - обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся. 1.5. Адаптированная рабочая программа учебного предмета, коррекционного курса разрабатывается для обучающихся с ОВЗ или с УО с учетом рекомендуемого им Т П М П К варианта АООП. 1.3. 2. Структура и содержание адаптированной рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса 2.1. Адаптированная рабочая программа учебного предмета, коррекционного курса разрабатывается на основе данного Положения, ФГОС для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО, ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, ФАОП обучающихся с уиственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ Будённовской СОШ № 80 соответствующего уровня и определенной нозологии. 2.2. Обязательными структурными компонентами адаптированной рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса являются: - титульный лист; - пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели при получении образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2.1. 2 - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП) либо личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - содержание учебного предмета, коррекционного курса; - тематическое планирование; - календарно – тематическое планирование 2.2.1. Титульный лист адаптированной рабочей программы должен содержать (Приложение 1): -наименование образовательной организации в соответствии с Уставом; -грифы утверждения; -наименование учебного предмета, коррекционного курса с указанием класса; -Ф.И.О. педагога (-ов), составившего(-их) рабочую программу; 2.2.2. Пояснительная записка конкретизирует: нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая АООП, авторская программа); – общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса, категории обучающихся с ОВЗ; 2.2.3. Раздел «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса» или «Личностные и предметные результаты освоения предмета, коррекционного курса») должен отражать перечень требований к личностным, метапредметным, предметным результатам изучения учебного предмета, курса, на достижение которых направлена данная рабочая программа (для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) метапредметные результаты не указываются). В рабочей программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) указывают минимальный уровень и достаточный уровень усвоения предметных результатов. 2.2.4. Содержание учебного предмета, коррекционного курса включает: – наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий; Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем (автором или коллективом авторов рабочей программы) с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ. – 3 2.2.5. Тематическое планирование включает Тематическое планирование учебного предмета (коррекционного курса), которое оформляется в виде таблицы (Приложение 2); 2.2.6. Раздел «Календарно-тематическое планирование» включает: Календарно-тематическое планирование, которое оформляется в виде таблицы (Приложение 3). 3. Порядок разработки и утверждения адаптированных рабочих программ 3.1. Сроки и порядок процедуры утверждения адаптированной рабочей программы определяются данным положением. 3.2. Адаптированная рабочая программа учебных предметов, коррекционных курсов разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в соответствии с требованиями соответствующего стандарта, целями и задачами АООП школы с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ. 3.3. Адаптированная рабочая программа составляется учителемпредметником по определенному учебному предмету на учебный год или определенный уровень обучения с последующей корректировкой. 3.4. Учитель-предметник вправе: -варьировать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе; -устанавливать последовательность изучения тем; -распределять учебный материал внутри тем; -определять время, отведённое на изучение темы; -выбирать, исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания, подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства в соответствии с учебно-методическим комплектом. 3.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в своей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты, индивидуальные особенности обучающихся и медицинские рекомендации. 3.6. Сроки и порядок процедуры утверждения адаптированной рабочей программы: до 01 сентября текущего учебного года – рабочая программа рассматривается на педагогическом совете, результаты оформляются протоколом. до 5 сентября текущего учебного года - Рабочая программа утверждается директором школы. 3.7. После утверждения директором школы адаптированная рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в школе. После утверждения рабочей программы учитель не имеет право вносить в нее изменения без согласования с администрацией школы. 4 4. Корректировка календарно-тематического планирования адаптированной рабочей программы 4.1. В случае выполнения учебного плана не в полном объёме (карантин, природные факторы, болезнь учителей и т.д.) учитель осуществляет корректировку в тематическом поурочном плане адаптированной рабочей программы на основании приказа директора школы. 4.2. Учитель вносит соответствующие записи в лист внесения изменений в тематический поурочный план рабочей программы, затем – коррекция реализуется на практике. 4.3. Корректировка может быть осуществлена путём использования резервных часов, слияния близких по содержанию тем уроков или сжатия учебного материала. При коррекции поурочного тематического плана рабочей программы следует изменять количество часов, отводимых на изучение раздела курса. Нельзя уменьшать объём часов за счёт полного исключения раздела из программы. Корректировка учебной программы должна обеспечить прохождение учебной программы и выполнение её практической части в полном объёме. 4.4. Корректировка тематического поурочного плана рабочей программы проводится учителем по мере необходимости в течение учебного года. В 4-й четверти учебного года в срок до 30 апреля текущего года проводится итоговый мониторинг выполнения учебных программ. По итогам мониторинга проводится окончательная корректировка учебных программ. Оформление адаптированной рабочей программы 5.1. Адаптированная рабочая программа оформляется в бумажном варианте и сохраняется на электронном носителе для размещения на официальном сайте школы. Бумажный вариант оформляется на белой бумаге формата А4. 5.2. Гарнитура шрифта основного текста и примечаний -Times New Roman. Размер шрифта основного текста - 12 пт, в таблицах - 11 пт, в заголовках таблиц - 12 пт. Начертание - обычное. 5.3. Межстрочный интервал в основном тексте и в таблицах одинарный. Выравнивание основного текста - по ширине, заголовков - по центру. Абзацные отступы в основном тексте - 1, см. 5. 5 Приложение 1 к приказу от_________ №_____ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Будённовская средняя общеобразовательная школа № 80 Утверждено Приказом директора от__________№_____ Адаптированная рабочая программа по « » для обучающегося(ющейся) класса Вариант_______ на ______________ учебный год Количество часов: Программу составил: (ФИО педагога) 6 Приложение 2 к приказу от__________ №_____ Тематическое планирование № п/п 1. Разделы, темы Количество часов 2. Итого 7 Приложение 3 к приказу от_____________ №______ Календарно-тематическое планирование № п/п 1. Количество часов Разделы, темы 2. Итого 8 Дата