Дополнительная общеобразовательная программа

Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим советом
(Протокол от 31.08. 2018 года № 1)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
БУДЁННОВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 80
(срок реализации 5 лет)

2018г

Содержание.
Пояснительная записка.
МБОУ Будённовская СОШ № 80 (далее образовательное учреждение) осуществляет
образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и
государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения
воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования. В
сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное
право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному
целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения.
Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования
поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование - это образование
целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
содержательную составляющую основной образовательной программы начального
общего образования, основного общего образования, среднего общего образования
МБОУ Будённовской СОШ № 80 и способствует практическому приложению
универсальных учебных действий (далее УУД) детей, полученных в
общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию,
развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.
Для системной и каче»Льенной реализации дополнительного образования в школе
разработана образовательная программа дополнительного образования далее
(Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие
системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы,
обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации
Программы должна стать вариативная система дополнительного образования,
которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика
школы.
,
Реализация содержания Программы осуществляется педагогами дополнительного
образования. В школе дополнительные образовательные программы могут
реализовываться как в учреждении, так и с привлечением сетевого содружества
учреждений дополнительного образования.
Нормативной базой разработки Программы являются:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
•
СанПиН 2.4.4.1251 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»;
•
СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
•
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- Приказ Министерства образования от 29.08.2013г. №1008г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
- Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993)
- Трудовой кодекс РФ.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2. 178-02;
- Устав МБОУ Будённовской СОШ № 80;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;
-Положение о рабочей программе МБОУ Будённовской СОШ № 80;
Программа позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов
родителей, чьи дети посещают образовательное учреждение. Программа является
документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка
Программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в
законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и
показатели эффективности Программы результаты участия в городских, окружных,
школьных конкурсах, выставках, соревнованиях и других мероприятиях.
Концептуальная основа дополнительного образования детей.
В ситуации
перехода
Российской
Федерации
от
индустриального
к
постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе
образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного
понимания
необходимости дополнительного
образования
как
открытого
вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права
человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы
способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими
видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
•
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
•
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
•
доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к
возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного
образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики
наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала
общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что
мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой
субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно­
управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в
XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного
пространства в мотивирующее пространство, определяющее с а м о а к т у а л и з а ц и ю и
самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования

мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и
традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение
в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики
развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и
спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный
системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и
его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в •
указах Президента Российской Федерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых
потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения,
личностного роста и гражданской солидарности, это означает переход от задачи
обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к
задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации
личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм,
культурных образцов и интеграции в -социум, но создает возможности для
реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и
обретения человеком самого себя.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая
большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии
индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального
жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и
сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального
самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личнссти выходит
за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных
социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых
образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт
конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях
дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение
основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и
самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни начального, основного, среднего образования дополнительное
образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным
стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество,
игру, труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества
посредством актуализации следующих аспектов:
•
участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе
добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями
и ценностями;
,
•
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое
значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями
здоровья);

•
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ,
педагогов и организаций;
•
неформализованность содержания образования, организации образовательной
деятельности;
•
вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с
практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его
публичную презентацию;
•
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
•
разновозрастный характер объединений;
•
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является
открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
•
нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и
культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же
или близким видом деятельности;
•
возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную
деятельность актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания
и рефлексии;
•
благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как
детских (подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, социального
предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения
социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания
условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и
социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального
лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или
качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях,
компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные
возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе
таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации. В условиях информационной
социализации дополнительное образование детей инструмент формирования
ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения,
адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
Цели и задачи развития дополнительного образования детей.
Целями Программы являются:
•
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
•
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей
и их семей в сфере образования;
•
развитие инновационного потенциала общества.
#
Задачами Программы являются:
•
развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к
познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
•
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого
условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

•
интеграция дополаи гельного и начального, общего, среднего образования,
направленная на расширение вариативности и индивидуализации образовательной
деятельности в целом;
•
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
•
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного
образования для каждого;
•
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества;
•
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и
технологиям;
•
развитие материально-технической базы школы для занятий детей в
объединениях дополнительного образования.
Принципы развития дополнительного образования детей.
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его
потенциала предполагает следующие инновационные инструменты регулирования и
управления развитием дополнительного образования детей, Сохраняющие
фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на
принципах общественно партнерства в целях мотивирования, вовлечения и
поддержки участников образовательных отношений:
•
социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное
образование детей;
•
расширение вовлеченности детей в дополнительное образование, включая
стимулирование и поддержку семей;
•
развитие личностного и профессионального самоопределения детей и
подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей
деятельности;
•
расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ разной
направленности;
•
расширение социальной и академической мобильности детей и подростков
через дополнительное образование;
•
психолого-педагогическое
проектированию
образовательных
сред,
стимулирования детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
•
предоставление возможностей различных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта,
здравоохранения и бизнеса) реализации дополнительного образования детей и
подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские
больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и
промышленные комплексы);
•
преемственности
и
непрерывности
дополнительного
образования,
обеспечивающий возможность продолжения образовательных* траекторий на всех
возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
должны строиться на следующих основаниях:

•
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
•
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровнево сть (ступенчатость) образовательных программ; модульность
содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
•
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
•
творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и
сетевой характер реализации.
Основные механизмы развития дополнительного образования детей.
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
•
формирование в средствах массовой информации имиджа дополнительного
образования в школе, соответствующего ценностному статусу дополнительного
образования в современном информационном гражданском обществе;
•
межведомственная интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого
взаимодействия образовательных организаций города и района;
•
партнерство школы и семьи;
•
открытый общественный характер управления программой дополнительного
образования детей, реализуемый через механизмы участия общественное ти,
экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех
или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества
реализации программ; *
•
создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и
повышение качества услуг;
•
управление качеством услуг дополнительного образования детей посредством
оценки качества образования и саморегулирования;
•
мотивация свободы выбора и построения образовательной траектории
участников образовательных отношений;
•
учет личных достижений детей в различных дополнительных
общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности) с
соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите
персональных данных;
•
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и
объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных
программ, образовательных результатах и о результатах общественной экспертизы
этих программ;
•
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей,
требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального
риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким
социально-экономическим статусом);
•
поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального
самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в
инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного
производства;
•
опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных
сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных
сообществ.

Адресность дополнительной общеобразовательной программы.
С учетом территориального расположения МБОУ Будённовской СОШ № 80 и
особенностей сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного
образования Сальского района, образовательная программа дополнительного
образования ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных
представителей детей), так детей, посещающих образовательное учреждение.
Программа предназначена для детей в возрасте от 6,6 до 18 лет в их свободное
(внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения дополнительного
образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми
дополнительных общеразвивающих программ. Деятельность по организации
дополнительного образования детей осуществляется на основе дополнительной
общеразвивающей программы, рабочих дополнительных общеразвивающих
программ и учебно-тематических планов педагогов дополнительного образования.
Учебный год в объединениях дополнительного образовании детей начинается и
заканчивается в соответствии с годовым календарным учебным графиком, включая
каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий
объединений.
Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и
разновозрастных объединенияхпо интересам (клубы, студии, творческие коллективы,
ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.
Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности
дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН 2.4.4.1251-03 .
«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
образовательных
учреждениях»,
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Рабочие дополнительные общеразвивающне программы педагогов
дополнительного образования.
Реализация Программы предусматривает реализацию рабочих дополнительных
общеразвивающих программ педагогов дополнительного образования.
Содержание рабочих дополнительных общеразвивающих программ педагогов
дополнительного образования является средством оптимального достижения
поставленных целей при условии гарантий прав участников образовательных
отношений. В дополнительном образовании детей могут быть реализованы
программы дополнительного образования различного уровня: начального, основного,
среднего образования по следующим направленностям:
•
техническая;
•
физкультурно-спортивная;
•
художественная;
♦
•
туристско-краеведческая;
•
социально-педагигпческая;
•
естественнонаучная.
Содержание рабочих дополнительных общеразвивающих программ педагогов
дополнительного образования разработано на основе:

•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
•
СанПиН 2.4.4.1251 -03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»;
•
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
•
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Вся система работы дополнительного образования образовательного учреждения
направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений,
необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их
индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к
себе и к окружающей действительности.
Каждая из рабочих
дополнительных общеразвивающих программ педагогов
дополнительного
обр&ювания-это
документ,
отражающий
педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий,
методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата.
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа педагогов дополнительного
образования раскрывает структуру организации, последовательность осуществления,
информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного
процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности,
содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и
решению задач приоритетного направления школы.
Рабочие дополнительные общеразвивающие программы педагогов дополнительного
образования предназначены для работы с детьми от 6,6 до 18 лет и направлены на
формирование культуры творческой личности и отличаются большим разнообразием
тем и оригинальным подходом к их раскрытию.
Аннотация к рабочим дополнительным общ еразвивающим программам педагогов
дополнительного образования.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Юные инспектора движения» разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов. Срок реализации
программы 1 год, что составляет 72 часа. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных
разделов. На занятия по изучению правил дорожного движения отводится, первая медицинская помощь,
агитбригада. Цель программы: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения
на улицах и дорогах городов.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Росинка». Программа составлена для обучающихся 7-16 лет. Срок реализации 1 года. Количество часов
- 68. Целью программы является гармоничное развитие танцевальных способностей у детей, развитие
художественного восприятия и вкуса, воспитание культуры поведения и общения.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Юный стилист». Программа разработана для обучающихся в возрасте от W) до 17 лет. Срок реализации
1 года. Количество часов 36.Цель программы: обученме детей парикмахерскому делу, умению ухаживать •
за волосами, привитие навыков эстетического воспитания.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Школьный музей». Программа разработана для учащихся 14-17 лет. Срок реализации 1 года.
Количество часов -70. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных блоков. Цель*
программы: активизация художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося

с учетом его возрастных особенностей, изучение методики исследовательской, фондовой, культурно­
образовательной и экспозиционной работы.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования секции
«Волейбол». Программа составлена для обучающихся 12-17 лет. Срок реализации 1 гсда. Количество
часов - 70. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов: основы знаний, общая
и специальная физическая ттоттттовка, техника и тактика игры. Программа по волейболу позволяет
последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся целостное
представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении
состояния здоровья, а главное - воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой
деятельности.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования секции
«Баскетбол». Программа разработана для учащихся 12-17 лет. Срок реализации - 1 года. Количество
часов - 60. Цель программы: создание условий для физического и психологического развития
подростков средствами баскетбола. Программа по баскетболу позволяет последовательно решать задачи
физического воспитания школьников, формируя у учащихся целостное представление о физической
культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное
- воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Меткий стрелок». Программа составлена для обучающихся 14-17 лет. Срок реализации - 1 год.
Количество часов - 34. Программа составлена с учетом возрастных особенностей. Цель программы:
развитие ловкости, выносливости, терпеливости, меткости, развитие основных физических качеств и
способностей, укрепление здоровья, стрелковая подготовка допризывной и призывной молодёжи.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Настольный теннис». Программа разработана для обучающихся 12-15 лет. Срок реализации - 1 год.
Количество часов - 84. Целью программы: подготовка и обучение мастерству теннисной игры
воспитанников объединения дополнительного образования в школе.
Рабочая дополнительные обптепазвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Юные друзья полиции». Программа разработана для учащихся 10-16 лет. Срок реализации - 1 лет. Цель
программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования и развития личности,
обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские
обязанности в мирное и военное время, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Компьютерные игры». Программа составлена для обучающихся 10-15 лет. Срок реализации - 1год.
Количество часов - 82. Цель программы: воспитание усидчивости, логического мышления,
воображения, моторики кистей рук, концентрации внимания посредством использования игровых
ситуаций и обучающих игр.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Эко». Программа составлена для обучающихся 11-14 лет. Срок реализации 1 год. Количество часов 66. Цель программы: освоение первоначальных знаний о строении растений, способах выращивания и
ухода за ними, воспитание эмоционально-ценностного отношение к природе индивидуальных
потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на
уроке и во внеурочное время.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Занимательная физика». Программа составлена для обучающихся 9-11 классов. Срок реализации 1год. Количество часов - 70. Цель программы: воспитание творческой активности учащихся в процессе
изучения физики, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых
знаниях и способах практической деятельности, подготовка к выбору профессиональной ориентации.
Рабочая дополнительные обшеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Школа точной мысли». Программа составлена для обучающихся 10-11 классов. Срок реализации 1 год.
Количество часов - 70. Цель программы: освоение первоначальных знаний о строении растений,
способах выращивания и ухода за ними, воспитание эмоционально-ценносрюго отношение к природе
индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной
деятельности на уроке и во внеурочное время.
Рабочая дополнительные общеразвивающие программы педагога дополнительного образования кружка
«Юный химик». Программа составлена для обучающихся 9-11 классов. Срок реализации - 1год.
Количество часов - 70. Цель программы: воспитание творческой активности учащихся в процессе
изучения физики, развитие творческих способностей посредством решения нестандартных задач и

использования различных методов формирования компетенций, основанного на приобретённых знаниях
и способах практической деятельности, подготовка к выбору профессиональной ориентации.

Учебный план, календарный учебный график.
Учебный план и расписание кружков и секций в МБОУ Будённовской СОШ № 80
составлены с учётом современных требований, направленных на совершенствование
учебного процесса в условиях модернизации Российского образования, на основе
нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию учебного плана
дополнительного образования детей в МБОУ Будённовской СОШ № 80:
1.Закона РФ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 24апреля 2015г. № 729-р.
2.Устава школы.
3.Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Учебный план отражает цели, задачи, содержание дополнительного образования, а
также интересы обучающихся и родителей.
Цель дополнительного образования - создание условий для формирования
образовательной среды, которая поможет обеспечить каждому обучающемуся
доступное, отвечающее его запросам, качественное дополнительное образование на
основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий,
развитию социальной активности и реализации творческого потенциала
обучающихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного
процесса. Учебный план отражает направленность общеразвивающих программ,
образовательную область и объём учебной нагрузки.
Направленности выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров, материально
- технических возможностей учреждения, запросов обучающихся, их родителей.
Дополнительное образование в школе реализуется на бесплатной основе.
Количество ставок - 1,5 в количестве 27 часов. Учебный план составляется на
учебный год в соответствии годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность занятий педагогов - 40 минут, 10 минутный перерыв для отдыха.
Между занятиями общеобразовательных дисциплин и посещением кружков и секций
предусматривается перерыв не менее 40 минут. Секции и кружки разновозрастные.
Наполняемость групп соответствует оптимальным и допустимым нормам от 10 до 15
человек в группе, минимальный возраст зачисления детей соответствует норме.
Учебный план дополнительного образования детей школы имеет необходимое
кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Реализация
образовательных программ
обеспечена
учебно-методической
литературой,
дидактическими материалами, ТСО, кабинетами ОБЖ, технологии, информатики,
музыки, ИЗО, большим и малым спортивными залами, актовым залом, мастерскими.
Формы осуществления образовательного процесса в рамках дополнительного
образования - объединения (клуб, секция, студия кружок).
(Приложение: учебный план, расписание занятий объединений)
Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога
дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
секции, студии, клубного или иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование

и дополнительная и профессиональная подготовка по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Используемые и необходимые ресурсы.
Научно-методическое обеспечение программы
- Научно-методические рекомендации по организации и мониторингу внеучебной
деятельности.
- Рабочие программы дополнительного общеразвивающего образования в
соответствии с направленностями и видами внеучебной деятельности.
- Публицистическая литература.
Периодическая литература (журналы, газеты)
-Методическое обеспечение каждой общеразвивающей программы (диагностические
методики, конспекты занятий, разнообразный дидактический материал к занятиям);
- Сценарии досуговых мероприятий.
Организационные ресурсы
- Обновление рабочих программ дополнительного общеразвивающего образования,
введение новых.
- Формы отчета перед общественностью.
- Циклограммы режимных управленческих мероприятий: расписание занятий, планы
работы, графики контроля, отчетности на учебный год.
Мотивационные ресурсы: Использование различных форм мотивации педагогов
школы, детей, родителей с целью стимулирования включенности их в учебновоспитательный процесс.
Материально-техническое обеспечением Для организации образовательного
процесса в здании имеются учебные помещения, актовый зал, библиотека,
спортивный зал, кабинет технологии, мастерские, кабинет ПДД, тир. Кабинеты
укомплектованы
компьютерами.
Минимальное
материально-техническое
обеспечение программы предполагает наличие следующего инвентаря и
оборудования:
- для занятий по дополнительным общеразвивающим программам- столы, стулья,
демонстрационные доски, компьютер в комплектации, материалы и оборудование (в
соответствии с направлением и видом деятельности). Количество мебели
рассчитывается по количеству обучающихся в группе, а так же учитываются условия
для труда педагога и для"хранения материалов и инвентаря;
-для проведения досуговых мероприятий - магнитофон (компьютер в комплектации),
микрофоны, акустическая система (микшерный пульт, сандвуфер, усилители,
шнуры), мультимедиа проектор, экран, игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки,
теннисные столы и пр.), подборка музыки (для проведения игр, танцев), театральные
костюмы и другое оборудование.
Основные организационные мероприятия по реализации Программы.
Взаимодействие с социокультурными учреждениями.
Условиями эффективного взаимодействия МБОУ Будённовском СОШ № 80 с
социальными партнерами выступают:
•
открытость школы;
•
установление доверительных и деловых контактов;
•
использование образовательного и творческого потенциала социума;
•
реализация активных форм и методов общения.

Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для
полноценного развития; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование
основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка
ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:
•
совместные мероприятия: спортивные праздники, коллективно­
творческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества,
концертных программах и т.д.;
•
сетевое взаимодействие. Взаимодействие с социальными партнерами
создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в Школе,
расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с
социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития
воспитанников. Социальные партнеры: СЮН, СЮТ, ДП и Ш, ДШИ, МБУ
Спортивная школа, СДК, поселенческая библиотека.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
Реализация Программы обеспечит следующие результаты:
•
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 30
процентов детей в возрасте от 6,6 до 18 лет;
•
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми
дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов
и увлечений из широкого спектра предложений в школе и со стороны организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
•
созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и
молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях
саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
•
сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в
дополнительном образовании;
•
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о
дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная
поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных
траекторий;
•
сформированы эффективные механизмы общественного управления
дополнительным образованием детей;
•
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации,
одаренными детьми;
•
обеспечено в ы с о к а с качество и обновляемость дополнительных
общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения
квалифицированных кадров, сочетания инструментов общественного контроля,
независимой оценки качества и саморегулирования;
•
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки
непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих
кадров;
•
создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным
потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении
детей.
В результате реализации Программы будут обеспечены:

•
повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей
жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг
дополнительного образования;
•
сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение
масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма;
•
рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и
молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
•
увеличение числи Дсгей, регулярно занимающихся спортом и готовых
продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных
образовательных организациях в области физической культуры и спорта;
•
укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в
системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов
межкультурной коммуникации;
•
формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;
•
повышение конкурентоспособности выпускников школы на основе высокого
уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально
значимых компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной Школе /
М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
1.
Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
2.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
3.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников
Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
4.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: - М.: 2002.
5.
Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного
образования детей //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
5. festival.lseptember.ru.
6.
Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2000.
7.
Салык Н.А. Требования к организации внеурочной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».