Положение по организации наставничества

Рассмотрено на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Дирек ю р !уТБ()У Будённовской СОШ № 80

(протокол от 28 .1 0 .2 0 2 0 г. № 5)

О/

° I&

;;

^ JI.A. Минькова

( приказом от 30 .1 0 .2 0 2 0 г. № 226)

, OULLs

Ws O U / (о -С" *

Положение
по организации наставничества
1.Общие положения
1.1 .Настоящее Положение по организации наставничества в М униципальном бюджетном
общ еобразовательном учреждении Будённовской средней общ еобразовательной школе № 80
(далее - П оложение) определяет цели, задачи, порядок внедрения Целевой модели
наставничества (далее - ЦМН) в М униципальном бю джетном общ еобразовательном
учреждении Будённовской средней общ еобразовательной школе № 80» (далее Учреждение), права и обязанности наставников и наставляемых, куратора внедрения ЦМН.
1.2.М одель реализуется на основании:
•

Распоряжения М инистерства просвещ ения Российской Федерации № Р-145
25.12.2019 г.,

от

•

приказов министерства общего
и профессионального образования Ростовской
области:
от 08.06.2020 № 446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для общ еобразовательных организаций» и от
04.09.2020 № 712 «Об утверждении перечня муниципальных общ еобразовательных
организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»,

•

приказа управления образования Сальского района от 28.09.2020 № 522 «О внедрении
целевой модели наставничества в образовательных организациях Сальского района»,

и в целях реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого
ребенка», «М олодые профессионалы» национального проекта «Образование».
1.3.Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:
*

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации системы наставничества в Учреждении.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное
общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой
ситуации, определяемой потребностями наставляемых, конкретными целями и задачами
наставнической пары или группы.
Н аставляемый - участник наставнической пары или группы,которыйчерез взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке реш ает конкретные личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
Наставляемым может стать лю бой обучающийся по общ еобразовательным, дополнительным
общеобразовательным
программам
(проявивший
выдающ иеся
способности,
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты, с ограниченными
возможностями здоровья, попавш ий в трудную жизненную ситуацию, имеющ ий проблемы с
1

поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива), а
также молодой специалист и любой педагог, изъявивший желание (находящийся в
состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости, находящийся в процессе
адаптации на новом месте работы, желающий овладеть современными программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.).
Наставник –участник ЦМН,имеющий успешныйопыт в достижении личностного и
профессионального результата, обладающий опытом и навыками, необходимыми для
повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого.
Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, педагоги и
специалисты Учреждения, успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт, а также специалисты предприятий и
организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в
реализации ЦМН в части профессионального самоопределения обучающихся.
Куратор –специалист Учреждения, который осуществляет организационное, аналитическое,
информационное сопровождение реализации системы наставничества.
Метакомпетенции–
«гибкие»навыки,позволяющие
формироватьновые
знания
и
компетенции.
Например,
способность
к
самообразованию
и
саморазвитию,
коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.
Дорожная карта –универсальный наглядный пошаговый инструментпланирования по
развитию проекта/организации/стратегии и т.д. с обозначением основных этапов, сроков,
мероприятий по достижению ключевых показателей в краткосрочной или долгосрочной
перспективе.
Медиаплан
–инструмент
для
организации
системного
ипоследовательного
информационного сопровождения события через размещение контента на определенных
информационных ресурсах.
2.Цель и задачи
2.1.Целью реализации ЦМН в Учреждении является создание условий для раскрытия
потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет,
педагогических работников, в том числе молодых специалистов Учреждения.
2.2.Задачи внедрения ЦМН:
-улучшить показатели Учреждения в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах;
-подготовить обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность,
неопределенность,
изменчивость,
сложность,
информационная
насыщенность;
-раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал каждого обучающегося,
поддерживать формирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории; создать психологически комфортную среду для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличить число закрепившихся в профессии педагогических кадров;
-создать канал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом
для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
-сформировать открытое и эффективное сообщество Учреждения, способное на
комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и
партнерские отношения;
-оказать помощь в раскрытии и оценке личного и профессионального потенциала
обучающихся;

2

-повысить осознанность обучающихся в вопросах выбора профессии, самоопределения,
личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров;
-развить в обучающихся лидерские, организационные, коммуникативные навыки и
метакомпетенции;
-оказать помощь в приобретении опыта, знакомить с повседневными задачами внутри
профессии.
3.Механизм реализации
3.1.Для реализации ЦМН формируется рабочая группа из числа привлеченных специалистов
и педагогических работников Учреждения.
3.2.Рабочая группа осуществляет следующие функции:
-разработка и реализация Дорожной карты по внедрению ЦМН;
-организационное и методическое сопровождение работы наставнических пар и групп;
-организация аналитической и информационной работы через разработку медиаплана в
рамках компетенций;
-организация отбора и обучения наставников;
-осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, успешных предпринимателей или общественных деятелей, а также специалистов
предприятий, участвующих в программе наставничества;
-формирование наставнических пар и групп;
-осуществление своевременной и систематической отчетности;
-проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности ЦМН в Учреждении;
-участие в муниципальных/региональных/федеральных образовательных событиях,
направленных на повышение профессиональных компетенций в части реализации ЦМН;
-обеспечение формирования баз данных наставников и наставляемых (Приложение 1), а
также лучших практик наставничества по форме.
3.3.Система наставничества реализуется через организацию работы в наставнических парах
или группах (по выбору) по следующим формам:
-«Ученик – ученик»;
-«Учитель – учитель».
Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или группе
предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого,
исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа.
3.4.Мониторинг и оценка результатов реализации системы наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о реализации ЦМН в
Учреждении и организуется 1 раз в полгода до 20 декабря и до 20 мая ежегодно.
3.5.При организации работы наставнической группы наставником и наставляемым в
обязательном порядке заполняется:
• согласие на обработку персональных данных (Приложение 2)
• соглашение между наставником и наставляемым (Приложение 3).
Копия данного соглашения хранится в Учреждении. В случае если участники или один из
участников наставнической пары несовершеннолетние, то соглашение заключается
родителем (законным представителем) несовершеннолетнего.
3.6.Информационная поддержка системы наставничества осуществляется через размещение
информации на официальном сайте Учреждения и в группе в социальной сети "instagram" в
соответствии с разработанныммедиапланом. Обновление информации на ресурсах
осуществляется по необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

3

4.Функции куратора
4.1.Куратор назначается приказом директора Учреждения.
4.2.Куратором может быть назначен любой педагогический или административный работник
из числа специалистов Учреждения. Так же куратором может стать представитель
организации – партнера, представитель некоммерческой организации, организации любой
формы собственности, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества,
волонтерской деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся с предоставлением
справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о
прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в соответствии с
требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
4.3.Куратор выполняет следующие задачи:
-сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
-организация обучения наставников, в том числе привлечение экспертов для проведения
обучения;
-координация и контроль за организацией мероприятий Дорожной карты внедрения
ЦМН;
-участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
-мониторинг реализации и получение обратной связи от участников.
5.Права и обязанности наставника
5.1.Наставник обязан:
-разрабатывать индивидуальный план (Приложение 4) – комплекс мероприятий в рамках
организации работы наставнической пары/группы;
-участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
-регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения
наставников;
-оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
-предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
-способствовать развитию информационного освещения реализации ЦМН в Учреждении; внимательно и уважительно относиться к наставляемому.
5.2.Наставник имеет право:
-способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач
наставляемым;
-совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
-принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие ЦМН в
Учреждении;
-вносить предложения куратору и директору Учреждения по внесению изменений в
Дорожную карту;
-привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.
6.Права и обязанности наставляемого
6.1.Наставляемый обязан:
-регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным
планом;
-выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
-внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической
группы.
6.2.Наставляемый имеет право:
-вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы
наставнической пары/группы;

4

-принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие ЦМН в
Учреждении;
-в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим
вопросам;
-при невозможности
установления
личного
контакта
с
наставником
выходить с ходатайством к директору Учреждения о замене наставника.
7.Заключительные положения
7.1.Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором Учреждения
и действует бессрочно.
7.2.В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с
вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами на региональном и
федеральном уровнях и вновь принятыми локальными нормативными актами.

5

сшиве прошито и
1вано

листов

Л.А. Минькова
>

V":

------------


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».