Рассмотрено на заседании Утверждаю педагогического совета Дирек ю р !уТБ()У Будённовской СОШ № 80 (протокол от 28 .1 0 .2 0 2 0 г. № 5) О/ ° I& ;; ^ JI.A. Минькова ( приказом от 30 .1 0 .2 0 2 0 г. № 226) , OULLs Ws O U / (о -С" * Положение по организации наставничества 1.Общие положения 1.1 .Настоящее Положение по организации наставничества в М униципальном бюджетном общ еобразовательном учреждении Будённовской средней общ еобразовательной школе № 80 (далее - П оложение) определяет цели, задачи, порядок внедрения Целевой модели наставничества (далее - ЦМН) в М униципальном бю джетном общ еобразовательном учреждении Будённовской средней общ еобразовательной школе № 80» (далее Учреждение), права и обязанности наставников и наставляемых, куратора внедрения ЦМН. 1.2.М одель реализуется на основании: • Распоряжения М инистерства просвещ ения Российской Федерации № Р-145 25.12.2019 г., от • приказов министерства общего и профессионального образования Ростовской области: от 08.06.2020 № 446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общ еобразовательных организаций» и от 04.09.2020 № 712 «Об утверждении перечня муниципальных общ еобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества», • приказа управления образования Сальского района от 28.09.2020 № 522 «О внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Сальского района», и в целях реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «М олодые профессионалы» национального проекта «Образование». 1.3.Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении: * Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в Учреждении. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой потребностями наставляемых, конкретными целями и задачами наставнической пары или группы. Н аставляемый - участник наставнической пары или группы,которыйчерез взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке реш ает конкретные личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать лю бой обучающийся по общ еобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (проявивший выдающ иеся способности, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты, с ограниченными возможностями здоровья, попавш ий в трудную жизненную ситуацию, имеющ ий проблемы с 1 поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива), а также молодой специалист и любой педагог, изъявивший желание (находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, желающий овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.). Наставник –участник ЦМН,имеющий успешныйопыт в достижении личностного и профессионального результата, обладающий опытом и навыками, необходимыми для повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, педагоги и специалисты Учреждения, успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт, а также специалисты предприятий и организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации ЦМН в части профессионального самоопределения обучающихся. Куратор –специалист Учреждения, который осуществляет организационное, аналитическое, информационное сопровождение реализации системы наставничества. Метакомпетенции– «гибкие»навыки,позволяющие формироватьновые знания и компетенции. Например, способность к самообразованию и саморазвитию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др. Дорожная карта –универсальный наглядный пошаговый инструментпланирования по развитию проекта/организации/стратегии и т.д. с обозначением основных этапов, сроков, мероприятий по достижению ключевых показателей в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Медиаплан –инструмент для организации системного ипоследовательного информационного сопровождения события через размещение контента на определенных информационных ресурсах. 2.Цель и задачи 2.1.Целью реализации ЦМН в Учреждении является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников, в том числе молодых специалистов Учреждения. 2.2.Задачи внедрения ЦМН: -улучшить показатели Учреждения в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; -подготовить обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; -раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал каждого обучающегося, поддерживать формирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории; создать психологически комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов, увеличить число закрепившихся в профессии педагогических кадров; -создать канал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; -сформировать открытое и эффективное сообщество Учреждения, способное на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения; -оказать помощь в раскрытии и оценке личного и профессионального потенциала обучающихся; 2 -повысить осознанность обучающихся в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров; -развить в обучающихся лидерские, организационные, коммуникативные навыки и метакомпетенции; -оказать помощь в приобретении опыта, знакомить с повседневными задачами внутри профессии. 3.Механизм реализации 3.1.Для реализации ЦМН формируется рабочая группа из числа привлеченных специалистов и педагогических работников Учреждения. 3.2.Рабочая группа осуществляет следующие функции: -разработка и реализация Дорожной карты по внедрению ЦМН; -организационное и методическое сопровождение работы наставнических пар и групп; -организация аналитической и информационной работы через разработку медиаплана в рамках компетенций; -организация отбора и обучения наставников; -осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, успешных предпринимателей или общественных деятелей, а также специалистов предприятий, участвующих в программе наставничества; -формирование наставнических пар и групп; -осуществление своевременной и систематической отчетности; -проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности ЦМН в Учреждении; -участие в муниципальных/региональных/федеральных образовательных событиях, направленных на повышение профессиональных компетенций в части реализации ЦМН; -обеспечение формирования баз данных наставников и наставляемых (Приложение 1), а также лучших практик наставничества по форме. 3.3.Система наставничества реализуется через организацию работы в наставнических парах или группах (по выбору) по следующим формам: -«Ученик – ученик»; -«Учитель – учитель». Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. 3.4.Мониторинг и оценка результатов реализации системы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о реализации ЦМН в Учреждении и организуется 1 раз в полгода до 20 декабря и до 20 мая ежегодно. 3.5.При организации работы наставнической группы наставником и наставляемым в обязательном порядке заполняется: • согласие на обработку персональных данных (Приложение 2) • соглашение между наставником и наставляемым (Приложение 3). Копия данного соглашения хранится в Учреждении. В случае если участники или один из участников наставнической пары несовершеннолетние, то соглашение заключается родителем (законным представителем) несовершеннолетнего. 3.6.Информационная поддержка системы наставничества осуществляется через размещение информации на официальном сайте Учреждения и в группе в социальной сети "instagram" в соответствии с разработанныммедиапланом. Обновление информации на ресурсах осуществляется по необходимости, но не реже 1 раза в месяц. 3 4.Функции куратора 4.1.Куратор назначается приказом директора Учреждения. 4.2.Куратором может быть назначен любой педагогический или административный работник из числа специалистов Учреждения. Так же куратором может стать представитель организации – партнера, представитель некоммерческой организации, организации любой формы собственности, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, волонтерской деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся с предоставлением справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации. 4.3.Куратор выполняет следующие задачи: -сбор и работа с базой наставников и наставляемых; -организация обучения наставников, в том числе привлечение экспертов для проведения обучения; -координация и контроль за организацией мероприятий Дорожной карты внедрения ЦМН; -участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; -мониторинг реализации и получение обратной связи от участников. 5.Права и обязанности наставника 5.1.Наставник обязан: -разрабатывать индивидуальный план (Приложение 4) – комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы; -участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции; -регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников; -оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому; -предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора; -способствовать развитию информационного освещения реализации ЦМН в Учреждении; внимательно и уважительно относиться к наставляемому. 5.2.Наставник имеет право: -способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым; -совместно с куратором определять формы работы с наставляемым; -принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие ЦМН в Учреждении; -вносить предложения куратору и директору Учреждения по внесению изменений в Дорожную карту; -привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого. 6.Права и обязанности наставляемого 6.1.Наставляемый обязан: -регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом; -выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником; -внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы. 6.2.Наставляемый имеет право: -вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы; 4 -принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие ЦМН в Учреждении; -в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам; -при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к директору Учреждения о замене наставника. 7.Заключительные положения 7.1.Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором Учреждения и действует бессрочно. 7.2.В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами на региональном и федеральном уровнях и вновь принятыми локальными нормативными актами. 5 сшиве прошито и 1вано листов Л.А. Минькова > V": ------------