16.02.2022
16.02.2022
Рекомендации педагога-психолога
по преодолению
трудной жизненной ситуации
Большие несчастия
не бывают продолжительными,
а малые не стоят внимания.
Д. Леббок
Человек страдает не
столько от того,
что происходит, сколько от того,
как он оценивает происходящее.
Монтень
В жизни каждого из нас
возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на
неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся,
и, приспосабливаясь, «плывут по течению». Кто - то замыкается в себе, и вместо
того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность, предпочитает ее не
замечать. Другие ищут выход с помощью действий, направленных
на преодоление проблем и неприятностей. Подростку труднее жить,
чем взрослому, но, преодолевая свои жизненные трудности, он взрослеет.
Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является
важным показателем уровня развития личности. Иногда чтобы разобраться в трудной
ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими
проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече, эти
рекомендации.
1.
Умейте отвлечься от забот и неприятностей.
Для этого необходимо помнить:
- как бы ни были велики
обрушившиеся на вас неприятности, учитесь
избавляться от гнета тяжелых мыслей
(для чего обычно требуется помощь психолога);
- ни в коем случае не заражайте своим
плохим настроением окружающих;
- будьте разумны и тактичны, не
превращайте свою неприятность в «мировую катастрофу»;
- что бы ни случилось в жизни,
помните – жизнь продолжается!
2. Будьте
требовательными прежде всего к себе!
Для этого:
- не требуйте от других то, на что
сами не способны;
- не ожидайте от других того, чего не
можете дать сами;
- не будьте чрезмерно требовательны,
ибо мера во всем – основа мудрости!
- не стремитесь переделать всех на
свой манер;
- находите в человеке положительное и
опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.
3. Гнев – плохой
советчик и негодный метод в отношениях между людьми.
Для того чтобы избежать гнева:
- учитесь не доводить себя до гнева.
Впадая в гнев, остановитесь, сделайте паузу;
- осмыслите всю ситуацию, которая
привела
к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше других;
- вспышка гнева никогда не приносит
облегчения и всегда чревата новыми неприятностями;
- лучшая разрядка для гнева –
физическая
работа: разряжайтесь не словом, а трудом, творческой деятельностью.
4. Имейте мужество
уступать, если вы не правы.
Следует помнить:
- упрямство свидетельствует о
капризности и незрелости человека;
- умейте внимательно выслушать своего
оппонента, уважайте его;
- будьте самокритичны к своей точке
зрения: не считайте свой взгляд всегда правильным, абсолютной истиной.
5. Мы – люди, и
всем нам присущи недостатки.
Каждому из нас требуется уяснить:
- нельзя быть совершенством во всем,
каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб;
- не думайте, что вы лучше всех или
хуже всех, обретите адекватную самооценку, не унижающую себя и других людей (здесь может помочь психолог).
6. Не носите в себе
свое горе и не копите неприятности!
Опыт человечества свидетельствует:
- не оставайтесь наедине со своими
неприятностями и горем;
- ищите людей, способных вам помочь;
- будьте сами чуткими, милосердными и
мудрыми.
7. Формируйте салютогенное
мышление:
В любой ситуации ищите положительные
моменты. Ситуацию нужно:
- осознать
- принять
- иметь четкое убеждение о наличии
собственных ресурсов для того, чтобы справиться с ней.
Удачи вам!
"Стресс-тест"
Чтобы выяснить, насколько вы близки к
стрессу, вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень
своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь
грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с
проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни
чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением,
страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть
стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы
не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и
мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии
стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли
это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев,
вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата.
Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно
жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены,
угрожает и здоровью, и вашему будущему.
16.02.2022
Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.
Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче экзаменов
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов .Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам).Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки. · Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). · Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
16.02.2022
Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость. Человек, нарушающий правила общения, всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!
Каждому из нас требуется уяснить:
- нельзя быть совершенством во всем, каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб;
- не думайте, что вы лучше всех или хуже всех, обретите адекватную самооценку, не унижающую себя и других людей.
Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты, а иногда и потасовки.
Иногда бывают такие периоды, когда все раздражает, выводит из себя.
Склонность к агрессии можно проверить самому. Как?
Если в течение не менее шести месяцев ты наблюдаешь в своем поведении хотя бы четыре из восьми перечисленных ниже признаков:
Для того, чтобы управлять агрессивным поведением, важно научиться «выпускать» свою агрессию, а именно:
- выполнять физические упражнения (гимнастика, отжимание от пола, бег);
-заниматься силовыми видами спорта или тяжелой физической работой;
-сделать массаж (на затылочной части головы), чтобы снять напряжение;
-выкричаться, не направляя свой крик на объект раздражения ( в одиночестве, в отдельном помещении);
-поговорить о ситуации, которая вызвала раздражение, с близким человеком;
-написать письмо объекту раздражения, но не отсылать его;
-изменить вид деятельности, который помог бы избавиться от проблем.
И напоследок …
- Любите, цените, берегите своих родителей – их вам никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
- Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы, похвала учителя? Старайтесь, чтобы они были у вас каждый день.
- Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые.
- Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Если в доме будет мир и покой, то он будет и в вашей душе.
Удачи!
01.12.2022
В соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических
средствах и психотропных веществах» потребление наркотиков и психотропных
веществ запрещено на всей территории Российской Федерации.
За употребление и распространение
наркотических средств и психотропных веществ законодательством Российской
Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 6.9 КоАП РФ,
предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических
средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально
опасных психоактивных веществ, а также по ст. 20.20 КоАП РФ за потребление
(распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление
наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных
психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, на
виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или
административный арест на срок до 15 суток.
По указанным статьям Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях могут быть привлечены
несовершеннолетние лица, которые достигли 16-ти летнего возраста.
В случае, если потребителем является
лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители в
соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ.
Согласно ст. 20.22 КоАП РФ, нахождение в
состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление
(распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими
наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых
потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет
наложение административного штрафа на родителей
или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2
тысяч рублей.
Лицо, которое добровольно обратилось в
медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических
средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от
административной ответственности за данное правонарушение.
Лицо, которое в установленном порядке
признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на
медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от
административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с
потреблением наркотических средств или психотропных веществ (действие данной
нормы распространяется на административные правонарушения, предусмотренные ч. 2
ст. 20.20 КоАП РФ).
Кроме того, склонение к потреблению
наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав
уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 230 Уголовного кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «а» ч. 3 ст.
230 УК РФ, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ
или их аналогов, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается
лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо
без такового.
Уголовной ответственности подлежит лицо,
достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Сальская
городская прокуратура
НАПОМИНАЕТ:
незнание закона не освобождает от ответственности!
Помощник
Сальского городского прокурора
юрист
1 класса
Н.А. Суворов
17.01.2023
Главное
действующее лицо Единого государственного экзамена - это школьник. ОГЭ - это
первое серьезное испытание в его жизни. От его результатов во многом зависит
его будущее, его дальнейшие профессиональные и личностные перспективы.
Успешность сдачи ОГЭ и ЕГЭ зависит прежде всего от того как школьник
подготовиться к экзамену, и от того, сможешь ли он справиться со своим
волнением на самом экзамене.
Волнение
перед экзаменом – это нормально, а вот патологическое волнение перед
«судьбоносными» ЕГЭ (11 класс) и даже ОГЭ (9 класс), от которого у
учеников все чаще случаются нервные срывы от перенапряжения – это ненормально и
о хороших результатах сдачи в таком состоянии говорить не приходится.
Безусловно,
взрослые, учителя и родители, могут оказать ему серьезную помощь при подготовке
к экзамену, но активным, действующим субъектом является он сам, и именно от
него зависит, в конечном счете, результат. Это налагает на него серьезную
ответственность, требует высокого уровня личностной зрелости, хороших навыков
самоорганизации. Но даже если школьник осознает значимость ситуации, он не
всегда знает с чего начать и на что обратить особое внимание при подготовке и
сдаче экзамена.
Чтобы
помочь успешно разрешить эти проблемы, мы хотели бы дать ученику ряд советов.
Как
лучше готовиться к ОГЭ
и ЕГЭ
- Хорошо подготовь место для занятий:
убрать со стола лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия,
тетради, бумагу, карандаши и т.п. Рабочее место быть хорошо освещено, в комнате
должно быть тепло, но не жарко, её нужно часто проветривать.
- Необходимо собрать весь необходимый
материал, а затем систематизировать его. Важно проанализировать материал,
выяснить, что ты знаешь хорошо, что недостаточно, какой материал вызывает
затруднения. Это поможет тебе организовать направления дальнейшей деятельности.
- Нужно разбить материал на части и
распределить материал равномерно по всем дням, данным для подготовки. Не стоит
всё оставлять на последний день. Его лучше оставить для повторений и выученного
систематизации материала.
- Необходимо выстроить подготовку к
экзамену с учетом своих индивидуальных особенностей. Если ты по своему
темпераменту относишься к «быстрым темпераментам» (холерики и сангвиники), тебе
лучше начать учить с наиболее сложного материала. Холерики и сангвиники быстро
врабатываются, им не нужен большой подготовительный период, но и им быстро
надоедает заниматься однообразной работой, до изучения трудного материала они
могут просто не дойти, бросив занятия. Лучше учить материал блоками, делая
небольшие перерывы на еду и отдых.
Если
ты по своим индивидуальным особенностям относишься к людям с медленными
темпераментами (флегматик и меланхолик) тебе лучше начать с более простых
заданий. Они медленно врабатываются, но постепенно работоспособность и
продуктивность мыслительной деятельности возрастает. Флегматикам лучше
осваивать материал большими блоками, а перерывы делать не часто, так как из-за
частых перерывов ты потратишь много времени на включение в работу. Меланхоликам
лучше делать небольшие, частые перерывы, так как у них быстро наступает
утомление и снижается продуктивность мыслительной деятельности.
- При подготовке к экзамену учитывай свои
природные биоритмы. Если ты от природы «жаворонок», то максимальная
работоспособность у тебя приходится на первую половину суток. Поэтому тебе
лучше встать пораньше и приступить к подготовке к экзамену, а вторую половину
дня потратьте на повторение и систематизацию материала. Спать также лучше лечь
пораньше. Если ты от природы «сова», то продуктивность мыслительной
деятельности у тебя выше во второй половине дня. Поэтому тебе не стоит вставать
рано, первую половину дня потратить на повторение и систематизацию, а во второй
ударно поработать.
- Необходимо также знать особенности
работы памяти. Согласно законам работы памяти лучше всего запоминается начало и
конец информации, поэтому самый сложный материал лучше выучить либо в самом
начале, либо оставить на конец. Повторять материал лучше не сразу после
заучивания, а спустя 1-1,5 часа так как процесс забывания идет постепенно и
только спустя некоторое время будет ясно, что вы помните, а что нет.
Если
у тебя преобладает зрительный тип памяти тебе лучше работать с письменными
источниками, если слуховой, что лучше читать вслух. При любом типе памяти
продуктивность запоминания повышается, если составлять планы, схемы, таблицы
или другие зрительные опоры.
Обязательно
перепроверь точность запоминания фактического материала: даты, фамилии,
название произведений, математические формулы и т.п.
- Старайся соблюдать режим дня. Чтобы не
страдать от бессонницы, нужно ложиться и вставать в одно и то же время. Спать
нужно не меньше 7,5-8 часов, если очень устаешь можно поспать 1-1,5 днем.
- Чтобы мозг получал достаточное
количество необходимых для нормальной работы микроэлементов, нужно полноценное
питание. Не стоит пить слишком много кофе, чая и газированных напитков, так как
это приводит к перевозбуждению нервной системы и ухудшает качество мыслительной
деятельности
- Выполняй как можно больше различных
опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с
конструкциями тестовых заданий. Тренируйся с секундомером в руках, засекай
время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на
задание).
- Чтобы снять психическое и физическое
напряжение, необходимы физические упражнения, отдых, прогулки на свежем отдыхе.
Готовясь к
экзаменам, никогда
не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе
картину триумфа.
- Оставь один день перед экзаменом на то,
чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных
вопросах.
Как вести себя накануне экзамена
- Не стоит тратить последнюю ночь перед
экзаменом, на подготовку к нему. Ты и так уже устал, а бессонная ночь может
привести к переутомлению.
С вечера
перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше,
чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы,
"боевого" настроя.
- За день до экзамена точно установите
местонахождение, где будет проводиться ОГЭ и ЕГЭ. Это важно в том случае, когда экзамен
проводится в не знакомом вам здании. Вы избавляетесь при этом от необходимости
тратить нервную энергию на поиск. За день до экзамена дважды проверьте, когда
он состоится. Почти, всегда находятся учащиеся, которые ошибаются и являются на
экзамен с опозданием
- В пункт сдачи экзамена ты должен
явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно
иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас)
гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
- Не забудь выложить сотовый телефон,
чтобы тебя не заподозрили в мошенничестве.
- Если на улице холодно, не забудь тепло
одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
- Очень легко, но питательно позавтракай.
Съешь что-нибудь полезное для работы мозга ( сыр, рыбу, мясо, творог), не
злоупотребляй кофе, оно может привести к перевозбуждению.
- Сделай упражнение на дыхание перед
входом в помещение, где проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо
подготовился, я справлюсь».
- Избегайте тех своих одноклассников,
которые склонны нагнетать панику, лучше отвлечься от происходящего, посмотреть
в окно, вспомнить о чем-то хорошем, побыть в одиночестве, а не среди излишне
волнующихся товарищей.
Как
вести себя на экзамене
- Нужно настроиться на экзамен, быть
максимально собранным и уверенным в своих силах
- Не стоит слишком беспокоиться и
тревожиться, так от этого только ухудшается работа мышления и памяти. Нужно
попытаться успокоится, вспомнить какое-то приятно событие из своей жизни,
ситуацию в которой ты был успешен. Полезно убрать лишние движения (постукивание
пальцем, раскручивание ручки и т.п.), так как это только невротизирует и тебя и
других. Необходимо сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть и сказать себе: «Я
спокоен».
- После вскрытия пакета с
экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполни регистрационный
бланк.
- После выполнения предварительной части
тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя
моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны
существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения
теста.
- Не бросайся сразу выполнять задания,
внимательно прочитай инструкцию, разберись в ней. Перед тем, как вписать ответ,
перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя
требуется. Читай задание до конца!
- Если ты боишься потерять нужную строку
и поставить знак не туда куда нужно, подложи под неё лист черновика.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те
вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые
могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать
более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от
нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Лучше выполнять задания в том порядке, в котором они даны, так как они
расположены в порядке возрастающей трудности.
- Если какое-либо задание не получается,
не стоит тратить на него слишком много времени. Лучше начать делать другие
задания, а к нему вернуться позже. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные
или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с
которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому,
что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые
вызывают у тебя затруднения.
- Если тебе кажется, что ты ничего не
помнишь, то постарайся найти задание ответ, на который тебе известен, это
поможет тебе успокоится и восстановить другую информацию.
- Думай только о текущем задании! Когда
ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило,
задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил
в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только
мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает
тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом
задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое
новое задание - это шанс набрать очки.
- Старайся выполнить как можно больше
заданий, но не приноси количество в жертву качеству. Стремись выполнить все
задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые
задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных
тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки
- Исключай! Многие задания можно быстрее
решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно
исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать
внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо
труднее).
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе
ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции
следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд,
имеет большую вероятность.
- Рассчитай время так, чтобы за две трети
всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый
круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом
спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось
пропустить ("второй круг").
- Соблюдай все требования к оформлению
заданий, так как от этого напрямую зависит твоя оценка.
- Оставь время для проверки своей работы,
хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Прочтите и
проверьте то, что написали с начала и до конца. Сотрите галочки и крестики
ластиком.
- Не покидайте аудиторию до окончания экзамена.
Не обращайте внимания на других учащихся, уходящих сразу по завершении своей
работы. Оставайтесь на своем месте до конца экзамена. Даже в последний момент
вас может осенить мысль, которая принесет вам один-два дополнительных балла.
Желаем
удачи!