Психолог - учителям

16.02.2022

Как справиться с агрессией ученика?

16.02.2022

          Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения – «гроза» детского коллектива, источник неприятностей для педагогов и родителей. Этого драчливого, сварливого  ребенка нелегко принять таким, какой он есть, а еще тяжелее понять.

        Агрессивный ребенок часто ощущает себя  обездоленным, никому не нужным. Как стать важным и нужным –нерешенная проблема ребенка. Потому-то он и ищет способы привлечь к себе внимание  взрослых и ровесников. Он «не успокаивается», пока взрослые не взорвутся, а дети не примут участие в потасовке.

Агрессией считают такую активность, которая направлена на разрушение чего-либо.  Агрессивное поведение объединяет в себе враждебный настрой по отношению к окружению, эмоциональное состояние гнева и злости. При этом внешне агрессия может проявляться абсолютно по-разному: частые споры, нарушение общих правил, провоцирование конфликтов, ссоры, драки, словесные жалобы и обиды.

  Достаточно часто своеобразным провокатором  агрессивности ребенка становится школа.  Малыш попадает в абсолютно новую, не похожую на домашнюю, обстановку, к которой иногда оказывается не готов.  Учитель выдвигает необычные  требования, а объем новой информации раздражающе действует на детскую психику.

   Взрослые бывают растеряны и сильно обеспокоены, когда сталкиваются с детской злостью. Чем может быть вызвана такая резкая реакция? Почему ребенок становится неуправляемым? Простить или наказать? Как  правильно вести себя в таких ситуациях?

Попробуем разобраться.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не может справиться.  В каждом случае за агрессивным поведением могут скрываться разные причины и цели.

  1. Усталость. Если ребенок быстро устает, то агрессия может стать следствием перегрузки, истощения психических ресурсов. Возбуждение ребенка начинает возрастать. От этого он устает еще больше, и происходит срыв.
  2. Отрицательное самовосприятие. «Я плохой, я веду себя как плохой». Дети с заниженной самооценкой, не чувствующие уверенности в себе, иногда выбирают роль антигероя.
  3. Страх. Если ребенок имеет отрицательный опыт отношений с людьми, то может заранее атаковать, пытаясь предупредить ситуации, которые напоминают  ему, что такое уже случалось.
  4. Реакция на запрет взрослых. Реакция на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает того, что его надо. Агрессивное поведение может формироваться под воздействием гиперопеки или вседозволенности в семье.

Если ребенок привык получать от родителей все, что пожелает, то попав в другую ситуацию, где любые его желания не удовлетворяются в полной мере, он будет вести себя агрессивно по отношению к тем, кто мешает получить желаемое.

  1. Требование внимания к себе.

Дети, на которых не обращают внимания, которым не хватает  любви родителей (а это бывает и в достаточно благополучных семьях), как будто говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Но я не дам о себе забыть!».

 Для них важен любой знак внимания, даже отрицательный. Порой родители обращают внимание на ребенка, лишь, когда он получил плохую отметку или что-то натворил. Вот ребенок и добился внимания, пусть даже и получив наказание.

  1. Поиск границы. Здесь агрессия – сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!». В глубине души он понимает, что ведет себя  плохо, и действительно ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Как же помочь агрессивному ребенку?

«Золотые правила» педагога.

  1. Не фиксируйте внимания на нежелательном поведении ребенка.
  2. Наиболее адекватное поведение взрослого – осуждение агрессии ребенка.
  3. Старайтесь, прежде всего, выяснить причины агрессии и спокойно, тактично ее устранить.
  4. Дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснуть эмоции через игры.
  5. Реагируйте на любые положительные сдвиги в поведении ребенка, даже если они незначительные.
  6. Будьте веселыми, шутками поддерживайте и поощряйте положительные действия. Это сблизит вас с детьми, сохранит ваше сердце и нервы.
  7. Будьте доброжелательными. В ребенке нет ничего такого, что бы требовало жестокости. Зло побеждают добром, любовью. Учитель должен желать ребенку лишь добра, воспитывать у него добро на примере собственных поступков.
  8. Не делайте поспешных выводов, непродуманных решений, не попадайте в зависимость от собственного настроения.
  9. Дорожите доверием ребенка, любите его, защищайте его, уважайте его чувства. Тогда между вами и ребенком сложатся доброжелательные, искренние  отношения.
  10. Берегите высочайшее благо:  человеческое достоинство, неприкосновенность личности.

Профессиональный стресс и здоровье педагогов

16.02.2022

Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Учитель  в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.

Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.

Борьба со стрессом - это, прежде всего информация и разъяснение. Чтобы успешно управлять собственным стрессом, необходимо понимать и знать процессы, происходящие в нашем организме. Целесообразно обсудить главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Это обсуждение вносит ясность, каким образом возникают различные заболевания.

Стрессы бывают разные. Человек переживает разные стрессовые состояния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качества жизни (деструктивный, вредный стресс). Какой вид стресса человек переживает, зависит от силы и длительности стресс-фактора, чувствительности организма к влиянию неблагоприятных условий и от возможностей им противостоять. Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, при достижении которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы.

Во время стресса нарастает физическое и психологическое напряжение. У многих людей появляется болезненная мнительность, воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванными стрессом. Ощущение здоровья и хорошего самочувствие исчезает. Меняются привычки и потребность следить за собой. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим. Ранее имеющиеся личностные черты заостряются, усиливается тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность. Возможности контроля над своими эмоциями ослабевают или, напротив, становятся нереалистично жесткими, что ведет к возникновению и учащению эмоциональных срывов. Запас душевных сил, энергии уменьшается, появляется чувство беспомощности, ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе. Самооценка резко падает, развивается ощущение некомпетентности и неполноценности, все это создает предпосылки для развития депрессии.

Поведенческие эффекты стресса. Во время сильного стресса люди отказываются от многих устремлений и жизненных целей, ранее значимые увлечения теряют свою притягательность и игнорируются. Ослабевают, а затем исчезают заинтересованность и энтузиазм в работе. Люди в связи с реальными или вымышленными болезнями часто отсутствуют на работе. Возникает злоупотребление лекарственными препаратами, особенно успокаивающими и снотворными, многократно увеличивается потребление кофе, крепкого чая, никотина, учащаются случаи алкоголизации с целью «снять стресс, расслабиться». Возникает ощущение отсутствия сил для любой деятельности. Появляется раздражение и цинизм по отношению к ученикам и коллегам, которые приводят к желанию возлагать вину и ответственность за все на других. Возрастает тенденция пересматривать границы ответственности, избегая при этом неприятных обязанностей из собственной сферы деятельности.

Игнорируется новая информация. Даже потенциально полезные новые сведения или новые инициативы отвергаются. Проблемы «решаются» все более поверхностно, ничего не доводится до логического конца. Нарушается картина сна. Возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем 4 часов подряд. Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства. Появляются такие фразы, как «покончить со всем этим», «продолжение не имеет смысла» Все эти эффекты могут приводить к неврозам и депрессии.

Люди реагируют на стрессы по-разному. У кого-то в результате стресса активность в работе повышается, а у кого-то — сразу падает. Для одних характерна активная ре­акция на стресс, для других— пассивная. При активной реакции человек разбира­ет, обобщает и систематизирует ситуацию, выделяет главные точки приложения сво­их усилий. Пассивная реакция повышает инерционность.

Самопомощь нужна уже при первых при­знаках развития стресса — повышенной раздражительности, пониженном настро­ении, быстрой утомляемости, неуверенно­сти в себе, проблемах со сном.

Признаками стресса у разных людей мо­гут быть:

·         внезапная потеря аппетита или, на­против, постоянное желание есть, хо­тя вы и сыты;

·         обостренная раздражительность, провоцирующая отклонение от при­вычного поведения;

·         бессонница: засыпаете под утро, а утром встаете усталым и разбитым, как будто и не ложились.

·         бессонница сигнализирует о стрессе только вместе с другими симптомами;

растущая тяга к алкоголю. Изо дня в день вы тянетесь к рюмке. Вам кажется, что без этого не вынести всего, что обрушивается на вас; что без спиртно­го невозможно расслабиться. Это нача­ло алкогольной зависимости;Хочу такой сайт

·         потеря влечения или импотенция. Ко­нечно, бывают периоды, когда либидо понижается, но если появляется чув­ство безнадежности и злость на себя, то стоит подумать о стрессе;

·         чувство, что весь свет против вас и никогда это не изменится. Это один из самых явных признаков стресса;

·         ощущение «глобальности»: «никто меня не понимает», «все вокруг не пра­вы», «я всегда все делаю не так».

Основное правило борьбы со стрессом — умение отличать неприятные ситуации, ко­торые вы можете контролировать, от тех, которые вам неподвластны. Не пытайтесь изменить события, находящиеся вне ваше­го контроля, не выматывайте себя напрас­но и физически, и эмоционально.

Приемы защиты

Контакты с детьми всегда сопровождают­ся эмоциональными нагрузками. Поэто­му относитесь к проблемам философски, не переживайте по пустякам. Практиче­ски о любом происшествии через 10 лет вы и не вспомните иначе, как с улыбкой. Поста­райтесь объективно оценить то, что сначала вам показалось катастрофическим или тра­гическим. Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на три части, три колонки. В левую запишите в порядке убывания не­гативной значимости все неприятные собы­тия; в средней — все свои реальные успе­хи, начиная с личных и заканчивая служеб­ными. Сюда же впишите уроки, которые вы получили из негативного опыта. Правую колонку отведите для какой-то конкрет­ной неприятности. После этого сравните все три колонки.

Используйте также следующие приемы.

·         Не позволяйте другим давить на вас. Если человек грубит вам, посмотрите на это как на его отрицательную чер­ту характера. Это его проблема. Причем тут вы?

·         Не держите зла на других людей. Вы можете перестать с ними общаться, ес­ли вам это неприятно, но не стоит ко­пить в себе обиды. Простите их и за­будьте об их существовании.

·         Говорите людям приятное, это подни­мет и ваше настроение.

·         Представьте, что прошло несколько лет. Как вы теперь относитесь к этой ситуации?

·         У всех есть проблемы. И только не­многие из них нельзя решить.

·         Разбейте большие проблемы на ма­ленькие: так их будет проще решить.

·         Будьте оптимистом. Умейте находить позитив в любой неприятности. Ошиб­ки и неудачи чему-то учат нас.

·         Перестаньте беспокоиться и начинай­те работать. Нас беспокоят вообража­емые обстоятельства, которые в дей­ствительности могут и не произойти. Зачем же заранее себя накручивать?

·         Если у вас плохое настроение, почи­тайте интересную книгу, послушайте расслабляющую музыку.

·         Когда что-то не получается, отложите это дело на время. Как говорится, утро вечера мудренее.

·         Не употребляйте обобщений, когда го­ворите о своем поведении. Такие слова, как«всегда» и «никогда», заведомо несут негатив. Лучше скажите так: да, сегодня не получилось, получится завтра.

·         Снизьте темп своей жизни. Давайте вашему организму иногда отдыхать от ее бешеного темпа. Научитесь замед­лять темп жизни вечером, в выходные, в отпуске.

·         Освойте медитацию. Она помогает жить легко, неторопливо и все успевая. Успокаивая тело и ум, она не толь­ко снижает стресс, но и облегчает ре­шение проблем.

·         Чередуйте работу и отдых. Делайте работу до тех пор, пока она вызывает у вас позитивные ощущения. Отдох­ните, если работа начинает утомлять и раздражать.

·         Получайте удовольствие от того, что вам хорошо удается.

·         Не подлаживайтесь под ожидания других, оставайтесь самим собой и по­лучайте удовольствие от того, чем вы занимаетесь.

·         Если вам не нравится ваша рабо­та, смените ее. Найдите то дело, кото­рое вам по душе, в нем вы будете бо­лее успешны: человек стремится повто­рять то поведение, которое приносит ему положительные эмоции.

·         Когда вам плохо, поговорите с чело­веком, который сможет вас понять, вы­говоритесь ему, и вам станет легче.

·         Рассматривайте вещи в перспективе. Подумайте о том, что вы делаете пра­вильно. Вспомните то время, когда вам все удавалось, и осознайте, что все не­приятности временны.

·         Составьте план. Составление плана помогает снизить силу стресса. Раз­деляйте большие цели на маленькие подцели и регулярно поощряйте себя за достижение каждой. Это поднима­ет производительность труда и снижа­ет беспокойство.

Формируя у себя привычку думать и гово­рить об успехе, вы и не заметите, когда и как у вас появятся подтверждения этому — но­вые шансы и возможности. Нужно только сознательно решиться и начать реагировать по-новому, доводя это до автоматизма. По­думайте, за  что вы сейчас можете поблаго­дарить судьбу. За солнечный день, за здо­ровье, за жилье, за любовь. Будьте счаст­ливы здесь и сейчас.    Бывает, мы не можем почувствовать себя счастливым просто потому, что забыли это ощущение. Поста­райтесь в мыслях почаще возвращаться к счастливым мгновениям прошлого, и ва­ши позитивные эмоции «перетекут» отту­да в настоящее.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».