АООП с нарушением опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 2)

Оглавление
1.

Общие положения ............................................. 3

2.

Целевой раздел ............................................... 3
2.1.

Пояснительная записка ...................................... 3

2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ................................ 11
2.3.
3.

4.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. 12

Содержательный раздел ........................................ 13
3.1.

Программа формирования базовых учебных действий .............. 13

3.2.

Рабочая программа воспитания ............................... 14

3.3.

Программа коррекционной работы............................. 14

3.4.

Программа сотрудничества с родителями ........................ 14

Организационный раздел ....................................... 15
4.1.

Учебный план ............................................ 15

4.2.

Календарный учебный график ................................ 19

4.3.

План внеурочной деятельности................................ 19

4.4.

Программа внеурочной деятельности ........................... 19

4.5.

Календарный план воспитательной работы ...................... 20

4.6. Система специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями
Стандарта .................................................... 20

2

1. Общие положения
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт).
Содержание ФАООП УО представлено учебно-методической документацией
(федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена
сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при
необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
2. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
Обучающийся получает образование по ФАООП УО (вариант 2), на основе которой школа
разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую
индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по
варианту ФАООП УО (вариант 2):
- развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым
нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и
жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной
жизни.
Для обучающихся, получающих образование ФАООП УО (вариант 2), характерно
интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени,
которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие
психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное
развитие и обучение.
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным
недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных
знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности
интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или
иной психической функции, практического навыка может существенно различаться. Наряду с
нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное
нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и
грамматического. У обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно
ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого
понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и
3

действия. По уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием речи, со
звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь
невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении
большей части данной категории обучающихся используют разнообразные средства невербальной
коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне
неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости,
отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач
познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс
запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена.
Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинноследственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При
продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы
становится заметной положительная динамика общего психического развития обучающихся,
особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации,
точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, а
также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся с умеренной умственной
отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У
других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной
нецеленаправленной деятельностью. У большинства обучающихся с интеллектуальными
нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении
навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват
карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек,
шнурков. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна.
Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании,
при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием
предметов окружающего быта.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно
нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть обучающихся с тяжелой, глубокой
умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о ТМНР,
которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое
явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные
нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные
сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно
превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении:
интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития обучающихся с тяжелыми множественными
нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое
поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и
выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения,
коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной
жизнедеятельности обучающегося, как в семье, так и в обществе. Динамика развития
обучающихся данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений,
временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности
каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и
качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной
деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти у обучающихся с глубокой
умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении
"академического" компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного
образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и
специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых
процессов, обучающиеся не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в
ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих

4

реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований
и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности и своеобразие психофизического развития обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных
потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или
иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными,
соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой
сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые
образовательные потребности обучающихся. Наиболее характерные особенности обучающихся
позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные
группы, каждая из которых включает обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР.
Часть обучающихся, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжѐлые
нарушения неврологического генеза - сложные формы детского церебрального паралича (далее ДЦП), спастический тетрапарез, гиперкинез, вследствие которых они полностью или почти
полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании,
предметной деятельности, коммуникации. Большинство обучающихся этой группы не может
самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Процесс общения затруднен из-за
органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.
Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких обучающихся может быть различно по
степени умственной отсталости и колеблется (от легкой до глубокой).
Обучающиеся с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют
элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их
социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и
взаимодействию с обучающимися и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для
обучения обучающихся вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их
интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения. Способность
обучающегося к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета,
контролируемые движения шеи, головы создает предпосылки для обучения некоторым приемам и
способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными
нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в
расторможенности, "полевом", нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях
коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют
установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с
окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в
ситуациях, когда ребѐнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У обучающихся
названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций
на попытки взрослого организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти обучающиеся не
откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют
агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные
действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для обучающегося обстановки,
наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоциональноволевого развития обучающихся с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в
условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной
программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
У третьей группы обучающихся отсутствуют выраженные нарушения движений и
моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в
замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части
обучающихся также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание
контактов с окружающими и другие черты, сходные с обучающимися, описанными выше.
Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени
умственной отсталости. Большая часть обучающихся данной группы владеет элементарной
речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о
выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями
или фразой. У некоторых - речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но

5

часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации.
Другая часть обучающихся, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи
естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного
набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных
действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и
нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как
целого.
Описанные индивидуально-типологические особенности обучающихся учитывают также
клинические аспекты онтогенеза, но не отражают общепринятую диагностику ОВЗ в части
умственной отсталости (Международная статистическая классификация болезней и проблем,
связанных со здоровьем (МКБ). Учет типологических особенностей с позиции специальной
психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания
обучающихся в образовательной организации, имея в виду достаточное количество персонала и
специалистов для удовлетворения потребностей в физическом сопровождении обучающихся,
выбор необходимых технических средств индивидуальной помощи и обучения, планирование
форм организации учебного процесса.
Общие аспекты реализации особых образовательных потребностей разных категорий
обучающихся с нарушениями психофизического развития: время начала образования, содержание
образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и
определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Время начала образования: предполагается учет потребности в максимально возможном
раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию
обучающегося с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней
помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального
образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании,
обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Содержание образования: учитывается потребность во введении специальных учебных
предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно
развивающегося обучающегося. (Например, предметы: "Речь и альтернативная коммуникация",
"Человек"; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию
предметных действий).
Создание специальных методов и средств обучения: обеспечивается потребность в
построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в
дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно
развивающегося обучающегося (например, использование печатных изображений, предметных и
графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов).
Особая
организация
обучения:
учитывается
потребность
в
качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации
образовательной среды. Например, обучающиеся с умственной отсталостью в сочетании с
расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до
реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного
пространства и времени, дающим им возможность поэтапно ("пошагово") понимать
последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в
максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного
учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо
осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном
транспорте.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее
образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по
адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс
образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году
обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням
обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки

6

школьного возраста. Например, обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры,
где продолжается формирование бытовых навыков, навыков социально-коммуникативной
деятельности и организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности,
ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских. С учетом
трудностей переноса сформированных действий в новые условия названный аспект особенно
актуален для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности
в расширении спектра жизненных компетенций.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо
учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех
окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий:
специальных психологов и педагогических работников, социальных работников, специалистов
здравоохранения, а также родителей (законных представителей) обучающегося с ТМНР в
процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг
контактов особого обучающегося, который может включать обслуживающий персонал
организации, волонтеров, родственников, друзей семьи.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной
отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни,
обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации
и в семье.
К особым образовательным потребностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития относятся:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;
- научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания
образования, направленный на социализацию обучающихся;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- пролонгация сроков получения образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
- специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и
внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и
других ситуаций трудовых и других ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей
обучающихся;
- развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со
средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему
миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к
обучающимся и членам их семей.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
глухих, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического
спектра, с ТМНР, обеспечивается:
- существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных
предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
- созданием оптимальных путей развития;
- использованием специфических методов и средств обучения;
- дифференцированным, "пошаговым" обучением;
- обязательной индивидуализацией обучения (обучение по специальной индивидуальной
программе развития);
- формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

7

- учетом типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся;
- обеспечением индивидуального клинико-психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося с учетом особенностей сложной структуры нарушения, в том числе специального
педагогического сопровождения и (или) технической помощи;
- обеспечением образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида
образовательной организации;
- специальной организацией предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера
множественных нарушений; обеспечением присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с
особенностями их здоровья и развития;
- дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее
пределами;
- организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
- организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании
обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в
условиях организации и дома).
В отношении глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые
образовательные потребности дополняются следующими потребностями в:
- проведении специальной работы, способствующей овладению русским жестовым языком,
словесными формами речи (с учетом структуры нарушения и индивидуальных особенностей и
возможностей обучающихся);
- проведении специальной работы, способствующей формированию слухового восприятия речи и
неречевых звучаний, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны
(при использовании звукоусиливающей аппаратуры с учетом аудиолого-педагогических
рекомендаций с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся).
В отношении слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности
дополняются потребностями в:
- проведении специальной работы, способствующей формированию умений и навыков поэтапного
обследования предметов, ориентировке в окружающем мире, расширению, обогащению и
коррекции сенсорных, предметных и пространственных представлений, налаживанию на
доступном уровне общения со сверстниками и взрослыми;
- организации обучения и воспитания с учетом зрительного диагноза (основного и
дополнительного), возраста и времени нарушения (утраты) зрения, состояния основных
зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений,
рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и
(или) тактильной, физической нагрузок; времени жизнедеятельности в условиях слепоты;
- обеспечении доступности учебной информации для тактильного, слухового и зрительного (для
слепых с остаточным зрением) восприятия обучающимися.
В отношении обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
особые образовательные потребности дополняются потребностями в:
- обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды на
основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;
- проведении специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том
числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
- формировании и развитии коммуникативных возможностей с применением средств вербальной
и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной
коммуникации с учетом наличия сопутствующих нарушений зрения и слуха;
- организации обучения и воспитания с учетом уровня двигательного развития, возможности
использования вспомогательных технических средств и ассистивных технологий;
- обеспечении доступности учебной информации для восприятия обучающимися с учетом
двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений.
В отношении обучающихся с РАС и с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности

8

дополняются потребностями в:
- обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды,
отвечающей характеристикам: постоянство и предсказуемость, четкая пространственновременная организация учебного процесса, минимизация стимулов, учитывающая истощаемость и
сенсорную гиперчувствительность обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
- специальном индивидуальном педагогическом сопровождении и (или) технической помощи в
урочной и внеурочной деятельности, основанном на психолого-педагогических технологиях
поддержки обучающегося с расстройством аутистического спектра в сложной и новой ситуации (в
том числе коммуникативной);
- наличии отдельного помещения для психологической разгрузки.
Принципы и подходы к формированию ФАООП УО (вариант 2)
По причине системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории обучающихся показан индивидуальный
уровень итогового результата общего образования. Все обучающиеся, вне зависимости от тяжести
состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметноразвивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов,
коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются
индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР - ФАООП УО (вариант 2) - принципиально отличаются от требований к
итоговым достижениям обучающихся с легкой умственной отсталостью - ФАООП УО (вариант
1). Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его
образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями,
умениями и навыками в различных образовательных областях ("академический" компонент)
регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач
повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и
умений в собственную деятельность (компонент "жизненной компетенции") готовят
обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной
жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация
его жизни: привычный и необходимый для подавляющего большинства людей образ жизни (жить
в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую
деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность). Общим результатом
образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно
психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи,
направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки СИПР для их обучения и
воспитания.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных
компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в
решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на
основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
СИПР разрабатывается на основе АООП и нацелена на образование обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных
образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).
В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной
организации, и его родители (законные представители).
Структура СИПР включает: общие сведения о ребѐнке; характеристику, включающую
оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую
приоритетные направления воспитания и обучения ребѐнка; индивидуальный учебный план;
содержание образования в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в
уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

9

перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь
приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребѐнком в домашних
условиях.
Структура СИПР для использования в работе.
1. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;
2. Характеристика обучающегося (составляется на основе психолого-педагогического
обследования обучающегося, проводимого специалистами образовательной организации, с целью
оценки актуального состояния развития обучающегося).
Характеристика может отражать:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию обучающегося;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии обучающегося;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти,
мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций обучающегося, наблюдаемых
специалистами; характерологические особенности личности обучающегося (со слов родителей
(законных представителей);
7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные
возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные
умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих:
полная или частичная, постоянная или эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы,
коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях
надомного обучения.
3. Индивидуальный учебный план (отражает учебные предметы, коррекционные занятия,
внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития обучающегося, и
устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося).
4. Содержание образования СИПР (включает конкретные задачи по формированию
представлений, действий (операций) по каждой из программ учебных предметов, коррекционных
занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития;
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи
формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания
обучающегося на определенный учебный период (год).
5. Условия реализации СИПР для ряда обучающихся (организация ухода (кормление, одевание
или раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
7. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося (задачи, направленные на
повышение информированности семьи об образовании обучающегося, развитие мотивации
родителей (законных представителей) к конструктивному взаимодействию со специалистами,
отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей (законных
представителей) к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических
проблем семьи).
8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения,
дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации
СИПР.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения
проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной
организации оценивают уровень сформированности представлений, действий (операций),
внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в мониторингах и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой
характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

10

2.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя),
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Предметная область "Язык и речевая практика". Учебный предмет "Речь и альтернативная
коммуникация".
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта
обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
При обучении чтению и письму используется содержание соответствующих предметов
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Предметная область "Математика". Учебный предмет "Математические представления".
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных
ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских
задач.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий природный
мир".
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих
сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Человек".
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
11

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Домоводство
(самообслуживание)".
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
выполнением повседневных дел дома.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий и социальный
мир".
1) Представления о мире, созданном руками человека
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося.
6) Представление о стране проживания Россия.
Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Музыка и движение".
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений,
освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое
обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и
инструментальных выступлений.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Изобразительная деятельность"
(рисование, лепка, аппликация).
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование;
использование различных изобразительных технологий.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Предметная область "Технология". Учебный предмет "Труд(технология)".
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение
умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки
для социального и трудового взаимодействия.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных
технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи
близким.
Предметная область "Физическая культура". Учебный предмет "Адаптивная
физкультура".
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба
на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Предметные результаты конкретизируются в рабочих программах по учебным
предметам.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
На основе АООП образовательная организация разрабатывает СИПР, результаты которого за
полугодие выступают в качестве текущей аттестации обучающихся. В качестве промежуточной
(годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций обучающегося по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся
применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных
специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося. К процессу
аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является
выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных компетенций. Основой
12

служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты
анализа представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки,
характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в
СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной
деятельности ребѐнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы
образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение
результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года
обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих
выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать
затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных
областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и
развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения
учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление
результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития
обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся
оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые
инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке
результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной
области создаѐт основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

3. Содержательный раздел
3.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование
готовности у обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагогического работника;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
13

- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач
происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на
специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Программы отдельных учебных предметов, курсов корркционно-развивающей области
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей являются приложением к АООП УО.
3.2. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания разработана на основе Федеральной рабочей
программы, является Приложением к АООП УО.
3.3. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения
АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
1) выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их психическом и
физическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической
помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями ПМПК);
Программа коррекционной работы содержит:
механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области
сопровождения и специалистов других организаций с целью реализации программы
коррекционной работы;
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
условиях образовательного процесса, включающего психолого-медикопедагогическое
обследование детей с целью выявления их особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей;
корректировку коррекционных мероприятий.
3.4. Программа сотрудничества с родителями
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного
взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающегося в интересах особого обучающегося и его семьи. Программа
обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей обучающегося-инвалида путем
организации и проведения различных мероприятий:
Задачи
Психологическая поддержка семьи

Мероприятия
тренинги, психокоррекционные
занятия, встречи родительского клуба,
индивидуальные консультации с
психологом
14

Повышение осведомленности
родителей (законных представителей)
об особенностях развития и
специфических образовательных
потребностях обучающегося
обеспечение участия семьи в
разработке и реализации СИПР

обеспечение единства требований к
обучающемуся в семье и в
образовательной организации

организация регулярного обмена
информацией о ребенке, о ходе
реализации СИПР и результатах ее
освоения
организацию участия родителей
(законных представителей) во
внеурочных мероприятиях

индивидуальные консультации
родителей (законных представителей)
со специалистами, тематические
семинары
договор о сотрудничестве
(образовании) между родителями
(законными представителями) и
образовательной организацией;
убеждение родителей (законных
представителей) в необходимости их
участия в разработке СИПР в интересах
обучающегося; посещение родителями
(законными представителями) уроков
(занятий) в организации; домашнее
визитирование
договор о сотрудничестве
(образовании) между родителями
(законными представителями) и
образовательной организацией;
консультирование; посещение
родителями (законными
представителями) уроков (занятий) в
организации; домашнее визитирование
ведение дневника наблюдений (краткие
записи); информирование
электронными средствами; личные
встречи, беседы; просмотр и
обсуждение видеозаписей с ребенком;
проведение открытых уроков (занятий)
привлечение родителей (законных
представителей) к планированию
мероприятий; анонсы запланированных
внеурочных мероприятий; поощрение
активных родителей (законных
представителей).

4. Организационный раздел
4.1.Учебный план
Учебный план ФАООП УО (вариант 2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - I дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном
и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
15

на I этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс), 5066 академических часов на II этапе
обучения (V - IX класс) и 3060 часов на III этапе (10-12 класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развиваюшую направленность. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
ФАООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной
организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП),
содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют
особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий
объѐм нагрузки, включенной в ИУП, не превышает объем, предусмотренный учебным планом
АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.
Учебный план обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. При организации образования
на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП
для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и
коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных
учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных
возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах
обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия
коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объѐм учебной нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся,
особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части
учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционноразвивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным
планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в
группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник
проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную

16

работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность
индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных
часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один
ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и
формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией
самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния
обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов
на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения (5-9 класс) и
1020 часов на III этапе (10-12 класс) Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5
часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества
часов, предусмотренных федеральным учебным планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет образовательная организация.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объѐмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с НОДА V-IX классов.

Предметные
Учебные предметы
области
Классы
Обязательная часть
Язык и речевая
Речь и альтернативная

Количество часов
V VI VII VIII IX Всего
2
17

2

2

2

2

10

практика
Математика

коммуникация
Математические представления
2 2 2 2
2 10
Окружающий природный мир
2 2 2 3
3 12
Человек
2 1 1 1
- 5
Окружающий мир
Домоводство (Самообслуживание) 5 7 7 7
7 33
Окружающий социальный мир
2 2 2 3
3 12
Музыка и движение
2 2 2 2
2 10
Искусство
Изобразительная деятельность
3 3 3 - 9
Технология
Труд (технология)
- 2 2 4
5 13
Физическая
Адаптивная физическая культура
2 2 2 2
2 10
культура
Итого
22 25 25 26 26 124
Часть, формируемая участниками образовательных
7 5 5 4
4 25
отношений при 5-дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
30 30 30 30 30 149
при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
10 10 10 10 10 50
- коррекционно-развивающая область: (индивидуальные 5 5 5 5
5 25
и групповые коррекционно-развивающие занятия)
- другие направления внеурочной деятельности
5 5 5 5
5 25
Всего часов
39 40 40 40 40 190
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе
(34 учебных недели в году).
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся с НОДА Х-ХII классов.

Предметные области

Учебные предметы
Классы

Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика

Количество часов в
неделю
X XI XII Всего

Речь и альтернативная коммуникация
2 2 2
6
Математические представления
2 2 2
6
Окружающий природный мир
2 2 1
5
Окружающий мир
Домоводство (самообслуживание)
7 7 8
22
Окружающий социальный мир
3 3 4
10
Искусство
Музыка и движение
2 2 1
5
Технология
Профильное обучение
5 5 7
17
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2 2 2
6
Итого:
25 25 27 77
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 55 5 3
13
дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной 30 30 30 90
неделе
Внеурочная деятельность:
10 10 10 30
коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые
5 5 5
15
коррекционно-развивающие занятия)
другие направления внеурочной деятельности
5 5 5
15
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при 5-дневной учебной неделе
(34 учебных недели в году).
18

4.2.Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении основного общего
образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы):

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года;

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разработан в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
На основании нижеуказанных данных ежегодно составляется годовой календарный учебный
график.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Режим
работы – 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года при получении основного общего образования составляет 34
недели.
1.Дата начала и окончания учебного года:
Начало учебного года – 1 сентября (если приходится на воскресенье, то – 2 сентября)
Окончание учебного года – для 9-х классов –определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации, для 5-8 классов – 26 мая (если этот день приходится на
выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день).
2. Сроки и продолжительность каникул
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Каникулы
Сроки каникул
Количество
дней
Осенние
Зимние
Весенние
Летние

4 неделя октября – 1 неделя ноября
4 неделя декабря – 2 неделя января
3 неделя марта – 1 апреля
27 мая – 31 августа

9 дней
9 дней
9 дней
Не менее 8
недель
Возможны корректировки в годовом календарном графике в зависимости от календаря
текущего года, климатических условий, санитарно-эпидемиологической обстановки.
4.3.План внеурочной деятельности
4.4.Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности направлена на социально-эмоциональное, спортивнооздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная
деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Программа внеурочной деятельности предусматривает организацию и проведение
специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких
как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и
соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных
проектов и другое.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем
организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не
имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной
деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с
нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса
интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие
самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Задачи и
мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР.
19

4.5.Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы разработан на основе Федерального календарного
плана воспитательной работы, является приложением к АООП УО.
4.6.Система специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями
Стандарта
Система условий содержит требования к:
 кадровым,
 финансовым,
 материально-техническим (включая учебно-методическое и информационное обеспечение).
Описание кадровых условий реализации АООП УО
Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками организации.
Укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными
работниками составляет 100% от утвержденного штатного расписания.
Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации,
участвующих в реализации АООП УО и создании условий для ее разработки и реализации
характеризуется также результатами аттестации — квалификационными категориями.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 49) проводится
•
в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их
профессиональной деятельности,
•
с учетом желания педагогических работников в целях установления квалификационной
категории.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия
занимаемым должностям осуществляться не реже одного раза в пять лет на основе оценки их
профессиональной деятельности аттестационной комиссией, самостоятельно формируемой
образовательной организацией.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических
работников осуществляется в соответствии с региональными документами.
Уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующих в реализации
программы и создании условий для ее разработки и реализации отражен в списке сотрудников.
Список составляется с указанием документов об образовании (профессиональной переподготовке), а
также с указанием квалификационной категории/аттестации на соответствие занимаемой должности
и сведений повышения квалификации. Список сотрудников является приложением к ООП,
актуализируется при изменениях в личном составе.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы АООП УО получают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том
числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и
реализаций программ начального общего образования.
Актуальные вопросы реализации программы начального общего образования
рассматриваются методическими объединениями образовательной организации.
Педагогическими работниками образовательной организации системно разрабатываются
методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное развитие. Методическая тема
педагогического сотрудника отражается в плане саморазвития педагога (профессионального
развития).
20

Кроме того, образовательная организация укомплектована вспомогательным персоналом,
обеспечивающим создание и сохранение условий материально-технических и информационнометодических условий реализации АООП УО
Описание финансовых условий реализации АООП УО
Финансовые условия реализации программы АООП УО обеспечивают:
 государственные гарантии на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и
бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации в образовательных организациях осуществляется на
основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП УО в соответствии со
Стандартом.
 возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре
АООП УО;
 реализацию обязательной части АООП УО и части, формируемой участниками
образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;
 структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП УО, а также механизм
их формирования
Формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной услуги по
реализации программы осуществляются в соответствии с общими требованиями к определению
нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах
объема средств образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в
соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными органами государственной
власти РТ, количеством обучающихся, и локальным нормативным актом образовательной
организации, устанавливающим положение об оплате труда работников образовательной
организации.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются
локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных нормативных актах о
стимулирующих выплатах определены критерии и показатели результативности и качества
деятельности и результатов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам
освоения образовательной программы. В них включаются: динамика учебных достижений
обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями
современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в
методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня
профессионального мастерства и др.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение
педагогического совета, профсоюзной организации.
Характеристика условий реализации требований к материально-техническому, учебнометодическому обеспечению
Материально-технические условия реализации программы
Организация располагает на праве собственности материально-техническим обеспечением
образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы АООП
УО
в
соответствии
с
учебным
планом.
Помещение для реализации программы: отдельно стоящее здание с огражденной территорией,
21

находящееся по адресу: 347603, Ростовская обл., Сальский район, п. Конезавод имени Буденного, ул.
Ленина, 5.
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального
общего образования, требования к которым установлены ФГОС;
2) соблюдение:
 Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований;
 санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
 требований пожарной безопасности и электробезопасности;
 требований охраны труда;
 сроков и объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений,
благоустройства территории.
Кабинеты оснащены комплектами наглядных пособий, учебных макетов, специального
оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с программой АООП УО.
Подробный перечень оборудования представлен в справке МТО. Справка актуализируется
регулярно, при внесении изменений в перечень оборудования (приобретение или списание).
Справка МТО является Приложением к АООП УО.
Учебно-методические условия, в том числе условия информационного обеспечения.
Обучающимся обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее
- ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным
предметам учебного плана и имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной
литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочнобиблиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального
общего образования.
Перечень учебников и учебных пособий для реализации программы является
Приложением к АООП УО.
Список фонда библиотеки также является Приложением к АООП УО.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».