Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 28.08.2020) Приложение №1 к приказу №151 от 28.08.2020 Положение об экспертной группе по оценке, разработке и реализации специальной индивидуальной образовательной программе развития обучающихся с ОВЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Будённовской средней школы №80 1. Общие положения Данное положение разработано в соответствии с Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; требованиями ФГОС от 19.12.2014г. (приказ № 1599); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2018 г. N ТС-728/07 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СИПР», адаптированной основной общеобразовательной программой, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их образовательных потребностей, Положением о специальной индивидуальной образовательной программе развития обучающегося с ОВЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Будённовской средней школы №80. Положение призвано обеспечить объективную оценку знаний учащегося c ОВЗ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по учебному плану. 1 1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, содержание, направления деятельности, а также порядок формирования и организацию работы Экспертной группы по экспертизе программ 1.2. В своей деятельности Экспертная группа руководствуется Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; нормативно-правовой документацией органов управления всех уровней, Уставом организации, настоящим Положением. 1.3.Экспертная группа создается для проведения экспертизы качества, разработки и реализации специальной индивидуальной образовательной программе развития обучающегося с ОВЗ. 1.4.Основными принципами работы экспертной группы являются компетентность, объективность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики. 1.5. В экспертную группу включаются: заместитель директора по УВР, учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги и специалисты психологопедагогического сопровождения, работающие с конкретным ребенком, и его родители (законные представители). 2. Цели и задачи. 2.1 Организация экспертизы, разработка и реализация СИПР. 2.2 Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. 2.3 Разработка рекомендаций по корректировке программ. 2.4 Проведение (при необходимости) повторной экспертизы. 2.5 Подготовка предложений по улучшению качества заявленных материалов. 2.6 Отбор лучших программ для обобщения и распространения опыта работы. 3. Организация деятельности группы. 3.1. Экспертная группа создается на базе школы и утверждается приказом директора школы. 3.2. Для организации деятельности группы в школе оформляются: 3.2.1. приказ о создании экспертной группы с утверждением состава группы; 3.2.2. положение об экспертной группе, утвержденное директором школы. 3.3. Разработка СИПР осуществляется экспертной группой на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка, предоставленной на ребенка документации; 3.3.1. знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в семье; 3.3.2. сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших психолого-педагогическую работу с ребенком до школы; 2 3.3.3. проведение первичного психолого-педагогического обследования; 3.3.4. диагностический период в течение первого месяца посещения ребенком Организации. 3.3.5. Члены экспертной группы в течение нескольких недель учебного года наблюдают за учащимся, осуществляют психолого-педагогическое обследование, чтобы определить спектр его возможностей, а после среди имеющейся учебно-методической базы выбрать оптимальные методы обучения и проверки знаний. Параллельно с этим следует проанализировать: • степень сформированности речевых навыков и элементарных учебных действий; • наличие или отсутствие познавательной активности; • характер взаимоотношения со сверстниками, педагогами и членами семьи; • наличие или отсутствие навыков самообслуживания; • специфику двигательного (физиологического) развития; зону актуального и ближайшего развития. 3.4. Анализ данных и разработка индивидуального плана. Экспертная группа разрабатывает концепцию СИПР и индивидуальный учебный план, опираясь на адаптированную основную образовательную программу и примерный учебный план. В индивидуальный план включая в него лишь те предметы, которые будут доступны конкретному ребенку в данном учебном году. Специалисты могут варьировать количество часов в индивидуальном учебном плане по дисциплинам и коррекционным курсам с учетом особенностей развития конкретного ученика. 3.5. Отбор содержания обучения Специалисты формулируют задачи и ожидаемые результаты, обсуждая их как внутри экспертной группы, так и с родителями (законными представителями) обучающихся, заполняют остальных разделов СИПР: отдельные программы (нравственного развития, экологического воспитания), присмотр и уход, сотрудничество с родителями и другие также осуществляется экспертной группой при участии родителей 3.6. На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуального состояния развития и определяется зона ближайшего развития обучающегося. 3.7. Экспертная группа ведет оформление своих заключений в экспертном листе оценки структуры и содержания СИПР (приложение 1). Результаты экспертизы оформляются в заключении в описательной форме. После проведения экспертизы совместно с родителями заполняется Протокол обсуждения специальной индивидуальной программы развития обучающегося (приложение 2). 3 3.8. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. 3.9. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный период. 3.10. Разработанная экспертной группой СИПР, внесенные в нее изменения принимаются педагогическим советом образовательной организации утверждаются приказом руководителя. 3.11. Родители привлекаются к разработке СИПР и обязуются обеспечивать соблюдения правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий ребенка в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. 3.12. Основанием для проведения экспертизы является прилагаемые заявителем материалы. 3.13. Периодичность заседаний Экспертной группы определяется по мере необходимости. 3.14. Решения экспертной группы принимаются путем открытого голосования большинством голосов и утверждаются председателем экспертной группы, а в его отсутствие - заместителем председателя экспертной группы. 4. Права и обязанности членов экспертной группы 4.1. Обязанности руководителя экспертной группы: 4.1.1. проводить инструктирование экспертов; 4.1.2. организовывать работу экспертов; 4.1.3. нести ответственность за объективность и качество работы экспертов; 4.1.4. подписывать экспертные заключения. 4.2. Обязанности членов экспертной группы: 4.2.1. оформлять экспертное заключение и передавать его руководителю экспертной группы в течение времени, установленного для анализа; 4.3. Права руководителя и членов экспертной группы: 4.3.1. запрашивать в пределах своей компетенции дополнительную информацию; 4.3.2. вносить предложения по содержанию работы экспертной группы. Специалистам за увеличение объема работ может устанавливаться доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно. 4 Приложение 2 к приказу №151 от 20.08.2020 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценки структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития Комментарии: Данный экспертный лист разработан экспертной группой МБОУ Будённовской СОШ №80. Эксперт проводит оценку программы в баллах, используя данный экспертный лист; рекомендует программу на утверждение педагогическим советом учреждения или предлагает доработать некоторые разделы программы. Педагог, используя данный экспертный лист, имеет возможность разработать программу по критериям, принятым в учреждении, правильно оформить программу и сделать самооценку. Экспертный лист может быть изменён или дополнен другими критериями. Название программы СИПР Направленность программы:___________________________________________________ Разработчик (разработчики) программы (ФИО): _________________________________ Дата начала и окончания экспертизы: __________ ФИО эксперта ________________________________________________________ № Предмет оценивания 1 2 Критерии оценивания Результат оценки Соответствует оценочным суждениям- 2 балла; Соответствует частично-1 балл; не соответствует – 0 баллов. Титульный лист Наименование образовательной организации Название программы Срок реализации программы ФИО, должность разработчика программы. Пояснительная Актуальность программы 5 Комментарии записка Цель и задачи программы. Цель – общая формулировка образовательных намерений педагога. Задачи – конкретные пути достижения цели. Предусматривается достижение предполагаемого результата; 3 Характеристика -дана характеристика возрастных, физиологических и ребенка психологических особенностей обучающихся, которые определяют объем и структуру содержания, форм и методов. -общие сведения о ребенке – персональные данные ребенка и его родителей; -результаты психолого-педагогического, логопедического обследования, проведенного специалистами образовательной организации. -оценка актуального состояния развития обучающегося и зоны его ближайшего развития; -индивидуальные образовательные потребности. 4 Индивидуальный учебный план 5 Расписание индивидуальных занятий 6 Образовательная деятельность 7 Условия реализации потребности в -доступные для ребенка приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционных курсов; -объем недельной нагрузки. -соответствие расписания требованиям СанПина; - наличие динамических пауз. Актуальное содержание учебных предметов: -формирование базовых учебных действий; -нравственного воспитания; -формирование экологической культуры; -здорового и безопасного образа жизни; -программы коррекционных занятий -кормление, одевание/раздевание; -совершение гигиенических процедур, передвижение; -потребность в присмотре (при необходимости). 6 уходе 8 Специалисты, участвующие в реализации СИПР 9 Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося 10 Средства обучения 11 Средства мониторинга и оценки динамики обучения Перечень специалистов Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. -перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения; -дидактических материалов; -индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. -наличие методик, тестовых заданий, диагностических материалов; -лист мониторинга динамики развития ребенка. Итого: Максимальное количество баллов по экспертному листу – 34 балла. Система оценивания (максимум – 34 балла): 34 – 24 балла (100% - 70%) – программа соответствует «Положению о специальной индивидуальной программы развития (СИПР)», допускается к реализации с доработкой некоторых пунктов. 23 – 14 баллов (67% - 41%) программа частично соответствует «Положению о СИПР». Менее 14 баллов (40% и ниже) – программа требует серьёзной доработки. ФИО экспертов _________________________ Дата _________________________ ___________________ _____________________ 7 Приложение 3 к приказу №151 от 20.08.2020 ПРОТОКОЛ обсуждения специальной индивидуальной программы развития обучающегося ____ ступени (наименование учреждения) _____________________________________________________ от «____» __________________ 20___ г. УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ: Родители Специалисты (наименование учреждения) РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Родители (законные представители) ознакомились с содержанием проекта специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на 20__ – 20__ учебный год, разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). 2. В ходе обсуждения проекта СИПР сделаны следующие предложения: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Родители и специалисты договорились о совместной работе над реализацией СИПР в 20__ – 20__ учебном году ПОДПИСИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ: Родители: Специалисты (наименование учреждения): 8 9