Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) на 2023-2029
Описание образовательной программы
АООП НОО (вариант
8.3) адресована обучающимся с РАС (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП
НОО (вариант 8.3) образования обучающихся с РАС (интеллектуальными нарушениями)
- создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Достижение
поставленной цели предусматривает
решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью,
сохранение и укрепление их здоровья;
-личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с
РАС с легкой умственной отсталостью;
-удовлетворение особых образовательных потребностей,
имеющих место у обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
-создание условий, обеспечивающих обучающимся с РАС с
легкой умственной отсталостью достижение планируемых результатов по освоению
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
-минимизация негативного влияния особенностей
познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО
для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
-оптимизация процессов социальной адаптации и
интеграции;
-выявление и развитие способностей обучающихся с РАС с
легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальности, самобытности,
уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в том числе со
сверстниками с условно нормативным развитием), организацию общественно полезной
деятельности;
-обеспечение участия педагогических работников,
родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности
в проектировании и развитии внутришкольной среды.
В основу АООП для обучающихся с РАС (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательной программы обеспечивает вариативность содержания образования,
предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на
признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода
в образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП общего образования для
обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
• существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
• обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной
образовательной программы общего образования обучающихся с РАС положены
следующие принципы:
— принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
— принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
— принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
— принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
— онтогенетический
принцип;
— принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
— принцип
целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний,
умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
— принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно- практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
— принцип
сотрудничества с семьей.